О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Готовим экономистов новой формации


[В. Заруба, декан факультета управления бизнесом НТУ «ХПИ»]
#26-27 от 14.11.2006

Факультету управления бизнесом – 10 лет

В начале 90-х годов, после получения независимости нашей страной, был взят курс на демократизацию общества и создание конкурентоспособной рыночной экономики. Для интеграции национальной высшей школы в мировое образовательное пространство перед многими высшими учебными заведениями, в том числе и перед Харьковским политехническим институтом, встала задача перехода к университетскому типу образования, позволяющему предложить студентам на выбор широкий спектр специальностей и дисциплин фундаментального, прикладного, инженерного, экономического и гуманитарного профилей. Возникла необходимость не только совершенствования экономической подготовки инженеров-конструкторов и инженеров-технологов, но и подготовки экономистов новой формации для нужд рыночной экономики.

На многих кафедрах нашего университета был накоплен богатый опыт научных разработок и подготовки учебных дисциплин в области управления социально-экономическими системами, технико-экономического анализа производства и новой техники, создания информационных систем для различных организаций. Этот опыт обусловил возможность и составил основу для открытия новых специальностей в образовательных направлениях менеджмента, экономики и предпринимательства.

Факультет управления бизнесом был создан в 1996 году. К этому времени уже был открыт экономический факультет, на котором велась подготовка менеджеров по специальности «Менеджмент производственной сферы». Первый прием на ФУБ проводился на специальность «Информационные системы в менеджменте», которая была открыта в 1996 году совместно с инженерно-физическим факультетом.

Вместе с тем, при создании факультета управления бизнесом ректоратом университета была поставлена задача открытия экономических специальностей в новом для НТУ «ХПИ» образовательном направлении «Экономика и предпринимательство». Сложность этой задачи состояла в том, что в Украине в то время экономические специальности были только у небольшого числа технических вузов. Многие представители специализированных экономических институтов отрицали целесообразность подготовки экономистов в технических вузах, а в НТУ «ХПИ» отсутствовал опыт лицензирования специальностей в новых образовательных направлениях. Честно скажем, что первая попытка, связанная с открытием специальностей «Финансы» и «Учет и аудит» закончилась неудачей (эти специальности были открыты только через 5 лет). И лишь после того, как для лицензирования были предложены специальности «Экономическая кибернетика» и «Маркетинг», в начале 1997 года были получены положительные заключения экспертного совета и Государственной аккредитационной комиссии МОН Украины по направлению «Экономика и предпринимательство».

Нашему факультету 10 лет. В настоящее время на дневном отделении ФУБ обучается 550 студентов по трём специальностям: «Экономическая кибернетика», «Маркетинг», и «Менеджмент организаций». На заочном отделении обучается 1300 человек по этим же специальностям и специальности «Учет и аудит».

Специальность «Экономическая кибернетика» сейчас открыта во многих технических и экономических вузах, хотя до начала 90-х годов подготовку экономистов-кибернетиков проводили только «классические» университеты, в основном для научной и педагогической работы. Мы видим назначение специальности «Экономическая кибернетика» в подготовке экономистов-универсалов высокого уровня, которые хорошо владеют современными информационными технологиями в бизнесе, методами экономического анализа, разработки эффективных планов развития предприятий, управленческого консалтинга, разработки и эксплуатации информационных систем управления. Наши выпускники по этой специальности работают в планово-экономических службах крупных предприятий и государственных организаций, на предприятиях, в учебных заведениях, занимаются консалтингом, обучаются в аспирантуре.

Специальность «Маркетинг» вызвана к жизни рыночной экономикой. Маркетинг – это сфера деятельности, в рамках которой исследуется рыночная конъюнктура, организуется сбыт товаров, проводится их реклама, решаются вопросы ценообразования. Вместе с тем, маркетинг – это философия бизнеса и поведения в рыночной экономике, в соответствии с которой бизнес будет успешным только тогда, когда он будет востребован людьми, организациями, всем обществом. Специальность «Маркетинг» на нашем факультете имеет две специализации: «Маркетинговый менеджмент» и «Международный маркетинг».

Маркетинговый менеджмент на предприятии должен быть направлен на воплощение маркетинговой концепции бизнеса. Студенты, специализирующиеся по маркетинговому менеджменту, обучаются проводить анализ сильных и слабых сторон предприятия, выявлять новые возможности и угрозы для его деятельности, решать вопросы разработки стратегии развития предприятия, повышения конкурентоспособности его продукции, организации маркетинговых служб, планирования маркетинговых мероприятий.

Выпускники, получившие специализацию «Международный маркетинг», нужны, прежде всего, тем предприятиям, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, работают на рынках Европы и других стран. Маркетологи, работающие в сфере внешнеэкономической деятельности, должны знать мировую экономику, международное законодательство и законодательство отдельных стран относительно условий сертификации товаров, их лицензирования, продаж, заключения соглашений с контрагентами. Кроме того, они должны уметь договариваться с клиентами на хорошем английском языке, хорошо владеть компьютером.

Особенность учебного процесса на факультете по специальности «Менеджмент организаций» состоит в том, что он направлен на подготовку менеджеров в малом бизнесе. Менеджер, экономист, который либо приходит на малое предприятие, либо открывает свое дело, должен обладать широким спектром знаний и умений в различных областях экономики и управления. Он должен знать бухгалтерский учёт, маркетинг, финансы, уметь вести дела фирмы и управлять персоналом.

На факультете значительное внимание уделяется трудоустройству выпускников. Эта работа ведется в трёх направлениях. Первое – это развитие баз практики. В ходе производственной и преддипломной практики студенты знакомятся со своими потенциальными работодателями, получают возможность показать себя, выполняя конкретные задания. И те предприятия, на которых студенты успешно прошли практику, охотно берут этих студентов на работу. В состав потенциальных баз практики на факультете входят десятки предприятий, включая промышленные, научно-производственные и торговые, банки и страховые компании, государственные учреждения.

Второе направление работы по трудоустройству – это организация взаимодействия с различными кадровыми агентствами, которые информируют студентов старших курсов об имеющихся вакансиях, а также участие в общеуниверситетских мероприятиях, в частности, в ярмарках рабочих мест. И, наконец, третье направление трудоустройства связано с предложениями, которые поступают по «личным каналам» от родителей студентов, предприятий, на которых работают наши выпускники, из ряда других источников. Много наших выпускников уже создали свои фирмы, и приглашают на работу к себе уже выпускников следующих поколений.

Факультет управления бизнесом, как и другие подразделения нашего университета, стремится принимать активное участие в процессе интеграции национального образования в европейскую и мировую образовательные системы. В странах Европейского сообщества, как и в Соединенных Штатах Америки, большую роль в сертификации специалистов играют профессиональные общественные организации. Для того чтобы выпускник университета мог успешно работать по специальности, ему нужно иметь не только диплом о государственном образовании, но и сертификат соответствующей профессиональной ассоциации.

При поддержке Украинской ассоциации маркетинга на факультете управления бизнесом подготовлен проект по сертификации наших студентов-маркетологов со стороны Европейской конфедерации маркетинга. Речь идет о проведении экзаменов в соответствии с теми требованиям к их содержанию и форме, какие предъявляются в университетах европейских стран, в частности, в Нидерландах. Студент в течение двух дней, когда идёт экзамен, должен правильно ответить на тесты, разработать маркетинговую стратегию для определенного предприятия, обосновать ее и убедительным образом защитить. Надеемся, что благодаря успешной реализации этого проекта наши студенты на четвёртом курсе смогут сдавать государственный экзамен по специальности для получения не только диплома бакалавра, но и сертификата Европейской конфедерации маркетинга.

С начала создания нашего факультета ректорат университета проявляет постоянное внимание к его деятельности. Совершенствуется материально-техническая база учебного процесса, его методическое обеспечение. На факультете создана электронная библиотека конспектов лекций, учебных пособий и других методических материалов. В учебный процесс внедряются элементы дистанционного обучения. Студенты ФУБ, развивая свои профессиональные качества, выступают с докладами на конференциях, готовят вместе с преподавателями научные публикации, принимают активное участие и занимают призовые места во Всеукраинских олимпиадах по маркетингу, менеджменту, английскому языку, во Всеукраинских студенческих фестивалях рекламы, в городских конкурсах студенческих научных работ.

Студенты факультета имеют также хорошие возможности для занятий спортом, художественной самодеятельностью. Приведем только некоторые примеры. Выпускница факультета Кристина Кобаладзе – мастер спорта по фигурному катанию, участник чемпионатов мира и Европы; студент четвёртого курса Владимир Зуев – мастер спорта по спортивным танцам на льду, кандидат в олимпийскую сборную команду Украины; студент четвёртого курса Сергей Шутько занял пятое место на универсиаде студентов по пауэрлифтингу. На протяжении ряда лет с успехом в Слобожанской лиге выступала факультетская команда КВН «Вариант Ха». Нам приятно, что на конкурсе красоты, проводившемся в нашем университете в этом году, третье место заняла наша третьекурсница.

Отмечая десятилетний юбилей факультета, мы считаем себя вправе обратиться к будущим абитуриентам со словами, которые выражают смысл всей нашей работы: «Приходите учиться к нам, мы поможем раскрыть все ваши способности!»

В. Заруба, декан факультета управления бизнесом НТУ «ХПИ», доктор экономических наук, профессор

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет