Счастье – заниматься делом, которое ты любишь

#26-27 от 14.11.2006

К 70-летию профессора В.М. Кошкина

20 ноября отмечает свое 70-летие Владимир Моисеевич Кошкин, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат Государственной премии Украины. В нашем университете его знают как человека творческого, обладающего широтой и оригинальностью взглядов, настойчивого в достижении поставленных целей.

После окончания физического факультета Харьковского университета в 1959 году В.М. Кошкин работал на заводе «Теплоавтомат» (1959–1960), затем во Всесоюзном институте основной химии НИОХИМ (1960–1966), во Всесоюзном Институте монокристаллов (1966–1981). С января 1982 года заведует кафедрой физической химии в НТУ «ХПИ». Читать лекции в нашем университете он начал задолго до этого: несколько лет вел курс общей физики для студентов физико-технического факультета. Еще раньше преподавал спецкурсы в Харьковском университете. В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1972 – докторскую, в 1981 году стал профессором. 14 его учеников защитили кандидатские диссертации.

Серьезных результатов достиг профессор В.М. Кошкин в области физики твердого тела. Открытое им явление химической инертности примесей в рыхлых полупроводниках было зарегистрировано как открытие. Удалось ему также открыть новый тип дефектов в кристаллических решетках – «неустойчивые пары», на основе которого был описан механизм высокой радиационной стойкости некоторых классов полупроводников. Исследуя взаимодействие слоистых полупроводников с посторонними молекулами, профессор В.М. Кошкин обнаружил в этом направлении такие интересные явления, как акцепторная интеркаляция и эффект экстеркаляции. Его теоретические идеи в этом направлении нашли применение в технологических разработках и были отмечены Государственной премией Украины.

Перу профессора В.М. Кошкина принадлежат две книги, одна из них издана в Швейцарии в 1994 году, другая – в Харькове в 2005 году. Он опубликовал около 200 статей, изобретений и обзоров по физике твердого тела и по исследованиям некоторых гуманитарных проблем, с докладами и лекциями посетил университеты многих стран. Немало его публицистических статей опубликовано в разных газетах и журналах. Владимир Кошкин известен также как автор трех стихотворных сборников.

Вклад юбиляра в научные исследования отмечен многими наградами, среди которых: Первая премия Министерства высшего и среднего специального образования Грузии, 1981г.; Диплом почета Выставки достижений УССР, 1983 г.; Золотая медаль Выставки достижений СССР, 1985 г.; Государственная премия Украины, 2001 год. Профессор В.М. Кошкин избирался членом Правлений Физического общества СССР и Украины в 1990–1992 г. г. В 2002 году избран Иностранным членом Российской Академии естественных наук, в 2005 году – Почетным членом Российской Академии гуманитарных наук. С 1996 года он – член Международной Ассоциации эмпирической эстетики.

Среди научных интересов профессора В.М. Кошкина многие проблемы гуманитарного направления: этология естественного отбора, количественная литературометрия, вопросы психологии в интеллектуальной деятельности, в частности, в процессе овладения знаниями, природа происхождения религий и некоторых социальных явлений.

Общий взгляд на естественные и социальные явления позволили профессору В.М. Кошкину сформулировать идеи и основные принципы оригинального учебного курса «Введение в естествознание».

К юбилею Владимира Моисеевича Кошкина выпущен биобиблиографический указатель, содержащий, кроме справок о научных трудах, информацию автора, которую он назвал самоанализом научного работника. Читать этот указатель очень интересно, как образчик попытки самопознания, самооценки. Вот некоторые мысли автора:

«…Я получаю наслаждение от науки, от самого процесса понимания природы. Это и есть счастье – заниматься делом, которое ты любишь. Я считаю себя более или менее способным научным работником. Но не хочу лукавить: если что-то мне удавалось в науке – это результат далеко не только так называемого «вдохновения», это результат труда. Придумывать новое – это удовольствие. Как любовь. Но проверить придуманное, доказать свою идею или опровергнуть (самого себя на самом деле!) – это длительный труд. Это – как воспитание ребенка, плода любви. Это труд, чаще всего, впрочем, – труд с удовольствием».

«…Я всегда полагал и сохраняю эту убежденность: Наука о Природе так же едина, как и сама Природа. Это я постарался выразить в книжке «Введение в естествознание», идея которой – преподавание всех естественнонаучных дисциплин в едином контексте. Иначе пропасть взаимного непонимания двух культур, которую увидел Чарльз Сноу еще в середине прошедшего века, станет непреодолимой. И это – конец науке как таковой. Научный работник должен быть если и не универсалом, то, по меньшей мере, видеть очертания Природы в целом».

«…Вот стихотворение, которое я написал в шестидесятые годы, когда только начал сознавать, что увлекает меня в научной работе.

Мелькнет идея – как красавица в толпе.
Ах, как красноречив был взгляд случайный!
Ищу, мечусь – нашел! Протянет руку мне...
Идея замужем. С колечком обручальным.

Мелькнет идея – как красавица в толпе.
Вперед! Улыбка, поцелуй – и счастье...
Как просто все. Но как тоскливо мне:
Идея раньше целовалась очень часто.

Мелькнет идея – сразу уходи:
Ведь, может быть, она другого любит.
А если ты ей нужен, только ты,
Придет сама. И поцелует в губы».

«О педагогической работе... Тогда (во второй половине семидесятых – начале восьмидесятых) многие из наших студентов хотели получать знания, а не просто дипломы об образовании. С ними мне было интересно. Мне казалось, что и им со мной… Сейчас – это редкие дети, три-четыре на 100–140 человек каждого курса. Именно для этих детей вот уже 14 лет я читаю лекции на английском языке по физико-химическому материаловедению и по количественным методам в гуманитарных науках. Это факультативы, посещение – по желанию. Их посещают иногда 6–7 ребят в семестре, но чаще 3–4. Интерес к наукам в обществе теряется, если не потерян уже окончательно. Наши дети понимают, что прожить на зарплату инженера, научного работника или преподавателя не только трудно, но и не престижно, и они выбирают другие пути – обеспечивающие жизненный комфорт. Чем грозит это нашей стране, очевидно: интеллектуальный потенциал выпускников школ и вузов в последние годы быстро снижается. Боюсь, что эти потери невосполнимы».

«…И все-таки! Даже сейчас, хоть и редко, но обнаруживаются среди наших студентов такие ребята, которым наука интересна. Я слежу за их судьбой и стараюсь помогать, как только могу».

Поздравляем Вас, Владимир Моисеевич, с 70-летием! Желаем неиссякаемых творческих сил, дальнейших научных и всяких прочих открытий, здоровья и счастья!

Ректорат НТУ «ХПИ», факультет технологии органических веществ, кафедра физической химии и редакция газеты «Политехник»

Я.Е. Гегузину

Хоть мозг и сердце в нас облачены
Единым телом и единым духом,
Всю жизнь – и безуспешно – ищем мы
Единство меж искусством и наукой.

Как сочетать мне в сердце и в мозгу
Свободную любовь ассоциаций
И логику? И может показаться,
Что все-таки когда-нибудь смогу…

Но интеллект и чувство – два начала,
Два полюса. И жизнь есть нить накала
Меж полюсов. Их не соединить!
Иль тотчас же сгорает жизни нить.
Есть два начала. Но один финал –
Тот, что Господь в началах начертал.

Владимир Кошкин

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет