Каждая встреча с М.Ф. Семко, каждое занятие, которое он проводил с нами – студентами 1957 года выпуска групп МШ-12а и МШ-12б, которые специализировались на технологии машиностроения, станках, инструментах, способах обработки металлов, – это была школа жизни, познания, умения смотреть вперед, жить и творить на благо Родины.
Не только специальная подготовка, но и быт студентов никогда не были для него чем-то мелочным, обыденным.
Помню 1952 год. Я принят на учебу студентом машиностроительного факультета. Благо, окончил школу с серебряной медалью на Ривненщине. Голодные годы. Трудно с общежитиями. Но никто не скажет, что я остался без внимания. Институтская столовая всегда была с бесплатным хлебом, горчицей, солью, сладким чаем и недорогими первыми и вторыми блюдами.
О том, что Михаил Федорович всегда был по-отечески заботливым, говорит и такой факт. Мы с супругой Маргаритой Смышляк учились в одной группе МШ-12б. На четвертом курсе решили пожениться. Откуда он узнал об этом? То ли староста группы Иван Олизаренко, то ли Борис Серов, который после окончания института почти полвека работал в его стенах и недавно ушел из жизни, позаботились. Но вдруг нам объявляют, что свадьба состоится в студенческой столовой, и ректорат выделил для этого необходимые средства. И вот с благословения Михаила Федоровича мы уже скоро будем праздновать 50-летие совместной жизни.
Бывало, зайдет в дипломную, поинтересуется делами, посмотрит на нас и скажет: мол, дипломы должны отвечать решению практических задач, а потом достанет деньги из кармана, чтобы мы могли подкормиться.
Михаил Федорович всегда мыслил и действовал по-государственному, с перспективой на будущее.
Зная, что мне пришлось учиться в западной Украине в 1945–1952 г. г., он не раз интересовался, а как там обстановка, как работает школа, как воспитывается молодежь, как развивается экономика. И говорил: «Кровным братьям надо помогать, чтобы и этот край был высокоразвитым регионом Украины».
Михаил Федорович подчеркнуто радовался успехам своих питомцев и каждую встречу превращал в своего рода отчет: что ты полезного сделал для общества. Об этом он говорил на юбилейных встречах выпускников, в которых принимал самое активное участие, а также при личных встречах.
В 1963–1969 годах после 6-летнего труда на 8 ГПЗ я работал в отделе машиностроения ЦК Компартии Украины на ответственных должностях, курировал парторганизации заводов (тракторного и сельскохозяйственного машиностроения). Часто бывал в Харькове, где тогда решались вопросы организации производства мощных отечественных тракторов, двигателей, самоходных шасси, подшипников для железнодорожного транспорта и т. п. Советы, участие Михаила Федоровича всегда были кстати. Харьковские заводы все делали для того, чтобы село было обеспечено необходимой техникой, чего нельзя сказать о нынешних временах. За последние 15 лет новые у власти «умудрились» разорить эту отрасль в Украине до основания, полностью уничтожить отраслевую науку, вклад в развитие которой Михаила Федоровича Семко бесценен.
Почти 15 лет, начиная с 1991 года, я работаю в корпорации «Украинская национальная компания «УкрАвтосельхозмаш». К сожалению, предлагаемая нами стратегия развития этой жизненно важной отрасли остались за чертой понимания «государственных мужей».
Судьба выпускников ХПИ всегда была в поле зрения нашего ректора. При первой возможности Михаил Федорович находил время для общения, информирования, обстоятельного разговора. Именно он был одним из инициаторов создания в Киеве землячества харьковских политехников, которое превратилось в Международную организацию «Слобожанщина», помогающую нам жить братской семьей и продолжать славные традиции института.
Хочу подчеркнуть и такую мысль: мы – выпускники ХПИ всех поколений – стараемся быть достойными наших учителей. И наши успехи, наши заслуги мы всегда разделяем с ними, благодарны им, помним о них.
Память о Настоящем человеке нашего времени – Михаиле Федоровиче Семко – мы с гордостью передаем нашим детям и внукам.
А. Серых, исполнительный директор корпорации УНК «УкрАвтосельхозмаш», кавалер орденов «Знак почета» и Трудового красного знамени, Заслуженный машиностроитель Украины, Киев