О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Наука и учебный процесс едины


[Ю. Погорелов, доцент, начальник НИО]
#20-21 от 03.10.2006

Посещение НИПКИ «Молния» президентом Академии наук СССР М.В. Келдышем, президентом НАН Украины Б.Е. Патоном и секретарем обкома Компартии Украины Г.И. Ващенко.

Харьковский политехнический институт – это шестой по времени создания технический вуз бывшего Советского Союза, второй в Украине (после Львовской политехники), крупнейший технический вуз, со дня основания которого прошло 120 лет.

И примечательно то, что в течение четвертой части истории института его возглавлял крупный организатор высшего образования Михаил Федорович Семко.

Это был сложный период в жизни института. Разрушенные учебные корпуса, сгоревшие общежития, отсутствие научного оборудования. Но уже к моменту воссоединения ХПИ, к концу 1949 года, благодаря огромным усилиям коллектива сотрудников во главе с М.Ф. Семко, институт залечил раны, нанесенные войной.

Мне, по роду моей деятельности, более близки вопросы развития науки, поэтому я в основном и буду касаться их.

Развивая традиции, заложенные еще перед войной, Михаил Федорович всегда проводил курс на расширение научной деятельности института. Он считал ее такой же важной составляющей жизни института, как и учебный процесс. Единство в развитии обеих составляющих обеспечивало как укрепление кадрового и материального потенциала науки, так и повышение на этой основе качества учебного процесса, повышение квалификации педагогического состава.

Ученые института предлагали научные разработки для предприятий, как восстанавливающихся после войны, так и вновь создаваемых. Научные и практические результаты реализовались в промышленности, институт завоевывал авторитет на научном, производственном и государственном уровнях.

И уже в конце 1957 года институт вместе с 7 московскими вузами получил первую категорию по оплате труда научных работников.

Руководство государства неоднократно ставило перед наукой задачу повышения ее эффективности. Ни один из таких призывов не уходил от внимания М.Ф. Семко. Трудно перечесть, сколько инициатив, починов, предложений было выработано под его руководством и с его непосредственным участием. Это еще больше расширяло научные связи с промышленностью, вносило вклад в повышение ее эффективной работы.

Часто решения партии и правительства не были достаточно продуманными и результативными. Так, например, дискредитировала себя система совнархозов. Но и из этой ситуации М.Ф. Семко извлек пользу для развития института. Были созданы 20 отраслевых лабораторий по ведущим научным направлениям, в результате чего существенно увеличился численный состав научных работников, инженеров, техников, было обеспечено устойчивое их финансирование даже после ликвидации совнархозов.

Уделялось большое внимание и развитию фундаментальных исследований – в этот период было организовано 6 проблемных лабораторий.

В 1964 году институт вошел в число 19 вузов СССР, лучших по развитию научных исследований, получил средства на расширение научной базы, а также дополнительные штаты преподавателей, учебно-вспомогательного персонала для интенсификации процесса подготовки кадров высшей квалификации.

Значительное внимание уделял М.Ф. Семко вопросам укрепления материальной базы. Он сумел использовать средства, выделяемые отраслями промышленности на развитие науки, не только на создание научных комплексов, лабораторий, экспериментальных стендов, но и на сооружение учебных корпусов, строительство студенческих общежитий, жилых домов для сотрудников.

В 1967 году за высокие показатели в подготовке кадров для промышленности и большие достижения в развитии научных исследований институт был удостоен высшей награды страны – ордена Ленина.

В 1960–1970 г. г. институт много раз выходил победителем в соревновании, награждался почетными знаками, знаменами, дипломами, медалями выставок. За эти годы была создана мощная экспериментальная база, в т. ч. комплексы в городах Андреевка и Змиев, которые сейчас являются национальным достоянием Украины. Многие научные разработки получили реализацию в производстве. К ним можно отнести исследования в области турбиностроения, локомотивостроения, создание установок по магнитно-импульсной обработке металлов, технологические процессы в машиностроении, химической, пищевой промышленности, производстве стройматериалов, в технологии микропленочных материалов и др. Измерительные комплексы высоковольтной импульсной техники и исследования ионосферы не имели равных в Европе. В течение этого периода объемы научных исследований были самыми большими среди вузов Украины. Только в 1980 годах в этом нас обошел наш столичный младший брат – Киевский политехнический институт.

Михаилу Федоровичу была присуща забота о подрастающем поколении, его воспитании. Многие из бывших активистов молодежных общественных организаций ХПИ стали видными руководителями, как в институте, так и за его пределами.

Теперь немного легенды. Уже в последний год его работы ректором в институте говорили о том, что М.Ф. Семко много раз ставил перед Министром высшего образования СССР В.П. Елютиным вопрос о своей отставке. Но тот, якобы, ответил: «Михаил Федорович! Ваш вуз – третий по значимости вуз страны, и нам небезразлично, кто будет возглавлять его после Вас». Когда я спросил у Михаила Федоровича, был ли такой разговор, он сказал, что подобный разговор имел место.

Выбор Михаила Федоровича и решение министерства были абсолютно верными. Преемник Михаила Федоровича – Николай Федорович Киркач – был достойным продолжателем дел Семко.

Ю. Погорелов, доцент, начальник НИО, заместитель проректора ХПИ по НИР в 1962–1997 г. г., участник Великой Отечественной войны

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет