Искусство педагога, учителя, наставника

[Доцент Р. Смоловик]
#20-21 от 03.10.2006

Старейшие ректоры страны, Герои Социалистического Труда М.Ф. Семко и Г.А. Николаев.

Незримая магическая нить, связывающая студенческую аудиторию с любимыми преподавателями, не обрывается. Такие преподаватели – как свет далеких звезд, которые освещают нам путь в сложные моменты жизни, в процессе принятия трудных решений, свершения поступков, требующих не только нравственных усилий, но и воли.

Михаил Федорович – один из тех удивительных педагогов, которые излучают свет, когда погас сам источник света. Обращаться к таким людям, излучающим свет – никогда не поздно, а естественно по законам духовного родства, ибо: «в памяти такая скрыта мощь, что возвращает образы и множит…».

Всем студентам, которые смогли слушать лекции М.Ф. Семко, очень повезло, а тем, кто сам потом стал преподавателем, повезло в десятикратном размере. Ибо это были поистине уроки профессионального мастерства – Михаил Федорович умел преподносить лекцию как беседу, как разговор о проблемах читаемого курса.

Самым удивительным, запомнившимся на всю жизнь как завет, как пример для подражания, как мастер-класс, был экзамен по курсу резания материалов. Это было собеседование двух коллег, профессионалов в своей области. И это было удивительно. Экзамен проходил, как правило, в кабинете Михаила Федоровича: ни списать, ни подсмотреть, ни подсказать. Только знать, знать и знать. Но зато потом, после экзамена, удивительное состояние от своей честно выполненной работы в атмосфере удивительной доброжелательности, уважения и желания узнать, кто из нас студентов есть, кто и что представляет собой. Когда мы вышли все после сдачи экзамена, мы как будто все были уже совсем другими: ибо это был непонятный процесс такого быстрого взросления, самоутверждения, самоуважения и чего-то еще, непередаваемого словами, ощущения радости: я есть, я существую, я что-то значу…

Можно предположить, что Михаил Федорович лучше, чем кто-либо другой понимал, что диалог – это всегда общение, которое должно воспитывать доброту, отзывчивость, взаимопонимание, сострадание, честность и что весь сложный процесс обучения – всегда – порыв к молодежи: «возьмите все, что я умею, все, что открыл, что нашел, возьмите…». В этом проявлялось одно из его замечательных качеств – забота о ростках нового, ибо только такому человеку дано в зернышке различить росточки, домыслить перспективы, увидеть цветение будущего.

Постоянно вспоминаются слова Михаила Федоровича: «Любое колебание в оценке должно быть в пользу студента», или «Если в аудитории будет хоть один студент – надо обязательно проводить занятие». В этом проявлялись его вдохновенная вера в своих студентов, молодежь, желание взращивать таланты.

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет