Гражданин, Учитель, Личность

[Леонид Товажнянский, Заслуженный деятель науки и техники Украины]
#20-21 от 03.10.2006

В жизни нашего университета было великое множество выдающихся и памятных событий – праздников, награждений, юбилеев, привлекавших внимание общественности города, страны, за рубежом. Самое важное из них, безусловно, 15 сентября 1885 года – открытие Технологического практического института под руководством его создателя и первого директора В.Л. Кирпичева. На протяжении 13 лет он руководил институтом, создал научные, методические школы, его материально-техническую базу, обеспечил развитие вуза и вошел, как выдающаяся личность, в историю Харьковского политехнического.

Шли годы, менялись названия вуза, его ректоры, и в их числе появился тот, кому суждено было сыграть исключительно важную роль в развитии ХПИ – Михаил Федорович Семко, чье 100-летие со дня рождения мы сегодня отмечаем. Национальному техническому университету «ХПИ» 120 лет, и 33 года этой активной жизни института во главе коллектива стоял профессор М.Ф. Семко.

Жизненный путь Михаила Федоровича Семко – это яркий пример становления талантливого человека. Он родился в бедной крестьянской семье на Полтавщине, в 1925 году по путевке Полтавского окружкома комсомола как лучший ученик и активный комсомолец был направлен на учебу в Харьковский политехнический институт. По окончанию института учился в аспирантуре, в 1935 году защитил кандидатскую диссертацию и стал доцентом кафедры резания материалов, в годы Великой Отечественной войны руководил эвакуацией и работой института в Краснуфимске. В то время институт был разделен на четыре вуза – механико-машиностроительный, электротехнический, химико-технологический и цементной промышленности.

После освобождения Харькова восстановление полуразрушенного института ложится на плечи уже нового ректора, им становится М.Ф. Семко. Ему удается не только восстановить прежний институт, но и реализовать поставленную родоначальником нашего вуза В.Л. Кирпичевым задачу о преимуществе политехнической подготовки инженеров. В 1950 году происходит объединение четырех вузов в один политехнический, которому суждено было стать одним из ведущих в бывшем Советском Союзе и Национальным техническим университетом «ХПИ» в современной Украине.

С особым чувством и теплотой вспоминают Михаила Федоровича Семко наши современники, те, кто учились у него, работали под его началом, росли как личности, как руководители высшего образования.

Мы, кому довелось сегодня развивать Харьковский политехнический, кто хорошо помнит замыслы М.Ф. Семко и участвовал в их воплощении, рады еще раз убедиться в прозорливости Учителя, в жизненности его идей и планов.

Многие профессора и преподаватели повлияли на формирование мое и коллег по учебе и работе в ХПИ. Но самой сильной и больше других повлиявшей на наше становление личностью был Михаил Федорович. Это был незаурядный человек с множеством талантов – политика, дипломата, государственного деятеля. Придерживаясь демократических принципов управления, он бережно относился к авторитетным и опытным преподавателям, стремился выдвигать на ответственные посты молодежь. Этот выдающийся ученый, педагог и организатор высшей школы, впоследствии – Герой Социалистического Труда – сыграл важнейшую роль в судьбах многих политехников.

Он заботился одновременно о динамичном развитии института, о сохранении и приумножении его научно-педагогического потенциала, об обеспечении такого уровня образования и воспитания студентов, который бы соответствовал мировым стандартам.

Этими его усилиями Харьковский политехнический институт вошел в число 21 лучшего из 860 технических вузов страны, получив право обучения специалистов в течение 5,5 лет по индивидуальным учебным планам. Тогда было принято коренное решение об усилении фундаментальной, теоретической подготовки. И вот уже на протяжении 37 лет эта стратегия продолжается, она полностью себя оправдала.

Какую бы грань деятельности ректора М.Ф. Семко мы ни рассматривали, всюду и сегодня прослеживается развитие его вклада, заложенных им традиций. На протяжении всего руководства университетом, М.Ф. Семко ставил важной задачей увеличение объема исследований, не только госбюджетных, но и хоздоговорных, связь кафедр и ученых с промышленностью, создание филиалов на предприятиях. И Харьковский политехнический институт имел тогда самый большой в Украине объем научных исследований – 57–60 млн. рублей ежегодно. Он заботился о создании Советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций, боролся за повышение научного, теоретического, фундаментального уровня преподавателей, которые обеспечивали бы научный и учебный процесс.

В научно-технических достижениях второй половины ХХ века есть большой вклад ученых высших учебных заведений, в т. ч. и научных работников ХПИ. Проректоры ХПИ – академик В.И. Атрощенко, профессор И.В. Рыжков были удостоены самых высоких – Ленинской и Государственной – союзных премий. А профессор Б.Н. Тютюнников получил премию Совета Министров страны. Разве это не свидетельство умного, делового руководства научными исследованиями в институте?

Организующим центром этой работы в нашем вузе был ректорат института, его ректор, профессор М.Ф. Семко. Этому во многом способствовал его личный пример. Руководитель вуза, он при этом сам был крупным ученым. Благодаря активности М.Ф. Семко в Харькове создавалась, поддерживалась и развивалась школа инструментальщиков, технологов механообработки. Школа высокообразованных, истинных интеллигентов. Приезжали и работали совместно с харьковскими специалистами москвичи во главе с Н.Н. Зоревым, ученые из Грузии во главе с Т.Н. Лоладзе, Г.В. Бокучавой. В 60-х и 80-х годах к ним присоединились молодые ученые из Германии, Венгрии. Что касается международного сотрудничества ХПИ, то и в этой сфере профессор М.Ф. Семко во многом был первопроходцем, заложил основы для плодотворных связей c многочисленными вузами-партнерами. Университеты современных Германии, Венгрии, Польши продолжают сотрудничество с НТУ «ХПИ», а их ректоры, деканы, ученые награждены памятной медалью в честь 100-летия М.Ф. Семко.

Еще одной важной чертой лидера научной школы, обеспечивающей ей авторитет и научное долголетие, является дар научного предвидения и умение чувствовать наиболее значительное из всего нового, что зарождается в науке. Этими качествами в полной мере обладал профессор М.Ф. Семко.

Будучи заведующим кафедрой резания материалов, он настойчиво искал пути научного продвижения своего коллектива. В 50-е годы он нацелил его на изучение физических закономерностей резания инструментом из нового материала – минералокерамики, достоинства которого многим тогда казались не столь бесспорными. И стараниями Михаила Федоровича самые передовые достижения того времени успешно внедрялись авторами разработок в производство. У него было поразительное чувство нового. Когда появились алмазные сверхтвердые инструменты, профессор М.Ф. Семко мгновенно переориентировал кафедру, молодых ученых на освоение нового направления, на продвижение науки. Кафедра одной из первых в стране приступила к решению задачи промышленного использования в машиностроении инструментов из сверхтвердых материалов. Под руководством Михаила Федоровича коллектив ученых продолжил харьковскую школу создания отечественных алмазов, в которой были первые опыты В.Н. Каразина, создание теории синтеза академиком Лейпунским, первый лабораторный синтез академика Л.Ф. Верещагина, первая промышленная технология синтеза алмаза и массовое внедрение его в промышленность В.Н. Бакуля, фундаментальные исследования физики резания сверхтвердыми инструментами М.Ф. Семко. Михаил Федорович Семко гордился этой преемственностью и высоко ценил вклад каждого ученого. Когда ученые кафедры писали книгу «Алмазное шлифование синтетических сверхтвердых материалов», он предложил посвятить ее Л.Ф. Верещагину. С таким посвящением она и была издана в 1981 году, уже после кончины М.Ф. Семко.

Профессор М.Ф. Семко привлек к важнейшим исследованиям огромное число молодых – это были нынешние известные ученые, профессора – и заведующий кафедрой А.И. Грабченко, это и М.Д. Узунян, и В.П. Зубарь. Сегодня на кафедре (ее название «Интегрированные технологии машиностроения») 8 профессоров, докторов наук.

Как ректор Харьковского политехнического, при котором вуз стал мощным учебно-научным комплексом, М.Ф. Семко активно поддерживал научные школы, такие, как профессоров А.П. Филиппова, Л.С. Палатника, Я.И. Шнее, С.М. Куценко, Н.М. Глаголева, академика В.И. Атрощенко. С Василием Ивановичем Атрощенко, 100-летие со дня рождения которого тоже отмечается в нынешнем году, они были ровесниками, ближайшими соратникам, оба были Героями Социалистического Труда. Ректор М.Ф. Семко обеспечил развитие этих школ, приток молодых ученых, которые сегодня несут ответственность за дальнейшее развитие, и эти школы живут и сегодня, соответствуют современному уровню.

Одной из отличительных черт М.Ф. Семко – организатора науки – является тесная связь научных школ с производством. Все научные исследования, проводимые в ХПИ, всегда были нацелены на нужды и потребности народного хозяйства, которые он хорошо знал. Профессор М.Ф. Семко выступил с инициативой о рациональном использовании мощного научного потенциала высших учебных заведений. Так в 1963 году в ХПИ было создано16 отраслевых лабораторий, ставших впоследствии научными школами. Среди них лаборатории динамической прочности деталей машин, химии жиров, тепловозных и корабельных двигателей, турбиностроения и др. Михаилу Федоровичу принадлежит также идея создания проблемных лабораторий в вузах, призванных решать важные и крупные научно-исследовательские проблемы общегосударственного значения.

Принцип единения преподавания и научных исследований, заложенный нашими великими предшественниками, в числе которых и ректор М.Ф. Семко, остается в университете основополагающим.

Информационные технологии, которые обеспечивают фундаментальность образования, тоже были в центре внимания ректора. Тогда, «на заре» века информации, надо было видеть перспективу, постоянно заниматься приобретением вычислительной техники, ее обновлением, подготовкой преподавателей, которые бы применяли ВТ для обучения студентов. Эта прозорливость М.Ф. Семко оказалась особенно важной для того, чтобы ХПИ не оказался на обочине технического прогресса, а он сегодня занимает ведущие позиции в этой области среди вузов.

Развитие института шло бурными темпами, создавались новые кафедры, факультеты. Ректор привлекал к их руководству молодых деканов и заведующих, в ректорат тоже пришла молодежь, которая решала эти вопросы стратегии и тактики.

Михаил Федорович причастен к созданию в Украине нового поколения высших учебных заведений. В составе ХПИ окрепли как факультеты и, отделившись, стали самостоятельными вузами три института – строительства и архитектуры за счет отделения строительного факультета, аэрокосмический – авиационного факультета и радиоэлектроники – из радиофакультета. Большое внимание М.Ф. Семко уделял созданию филиалов ХПИ, добивался там высочайшего уровня науки, воспитания, образования – до уровня ХПИ и тем самым обеспечил их выход в самостоятельную жизнь. Так на базе наших филиалов возникли Сумской университет, Кременчугский политехнический институт, Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения и Луганский технический университет.

Михаил Федорович понимал, что без мощной материальной базы невозможно высокое качество образования и прилагал героические усилия к ее гармоническому развитию. В его стратегические планы входило укрепление аудиторной, лабораторной, спортивной баз, базы отдыха студентов и преподавателей, создание необходимых условий для лечения наших студентов. Так был создан профилакторий, построен корпус санатория в Берминводах. Осуществлять это приходилось в условиях затрудненного финансирования, долгого проектирования.

Не было ни одного министра, ни одного министерства, посетив которые, Михаил Федорович своим обаянием, умением убеждать в важности высшего образования для данных отраслей, не добивался бы нужных средств. Часть этих руководителей были наши выпускники, часть – других вузов, но наш ректор своим государственным подходом, глубиной аргументов, осмыслением роли интеллекта в развитии общества убеждал всех, и мы получали необходимые средства. Так, один за другим были построены в 70 – 80-е годы 14-этажный У-1 и 7-этажный У-2.

Параллельно с этим Михаил Федорович понимал, что воспитание и гармоничное развитие студентов невозможно без хорошей спортивной базы. Для оздоровления студентов и сотрудников, повышения их спортивного мастерства создавались современные спортивно-оздоровительные лагеря на Северском Донце и в Крыму. Преподаватели и студенты, гости университета, участники многочисленных конференций, которые проводит НТУ «ХПИ», любят «Студенческий», спортивно-оздоровительную базу в Алуште, построенную ректором М.Ф. Семко в 70-е годы.

Профессор М.Ф. Семко был одной из авторитетнейших личностей в Украине и в Советском Союзе, был известен за рубежом. Об этом свидетельствуют его широкие международные связи, неоднократное избрание в руководящие органы партийных и общественных организаций. Об этом говорит великое множество наград, которыми Михаил Федорович был награжден за свою деятельность на посту ректора в течение 33 лет. Правительство высоко оценило выдающуюся роль Михаила Федоровича Семко в развитии высшего образования, удостоив его звания Героя Социалистического Труда, наградив тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Следует заметить, что он был единственным ректором в Советском Союзе, получившим звание Героя Социалистического Труда за работу ректором, и единственным ректором, проработавшим на этом посту более 33 лет. В его трудовой книжке только одна запись. Он всегда любил свой институт, ставил его интересы превыше всего, отказываясь от всех заманчивых предложений работать в правительстве и партийных органах.

Сегодня, в 100-летие со дня рождения М.Ф. Семко, мы должны держать определенный экзамен: как сегодняшнее поколение проректоров, деканов отвечает той ауре, тем духовным и нравственным критериям, которые он заложил.

Наша главная цель – продолжить традиции ХПИ, заложенные Михаилом Федоровичем Семко во всех направлениях – науке, образовании, духовном и нравственном развитии молодежи, укреплении материальной, спортивной базы и т. п. И нынешнее поколение руководителей университета, которое взяло на себя ответственность за его судьбу, достойно справляется с этой задачей.

Сегодня мы готовим выпускников по 91 специальности на 24 факультетах. Сегодня план приема в университет – 2100 человек на бюджет, ежегодно студентами НТУ «ХПИ» становятся около 4000 человек. В учебном процессе принимают участие выдающиеся ученые исследовательских и проектных институтов, руководители промышленных предприятий, среди которых 57 докторов и 75 кандидатов наук. О высоком авторитете и квалификации профессоров и преподавателей НТУ «ХПИ» свидетельствует то, что в их составе 4 Заслуженных деятелей науки и техники Украины, 8 лауреатов Государственной премии Украины, 4 Заслуженных работника высшей школы Украины, 2 Заслуженных работника народного образования, 20 академиков и членов-корреспондентов академий наук.

Сегодня активно развивается материальная база, строится фундаментальная библиотека. Сколько было по этому поводу сожалений у М.Ф. Семко, когда разрабатывался генеральный план развития университета, и в нем опять не было новой библиотеки, не хватало средств. Это было очень важно, но нельзя было не строить У-1 и У-2 – росло число студентов и количество специальностей, необходимо было увеличивать аудиторный фонд. Сегодня мы увеличили количество учебных корпусов за счет реструктуризации кафедр и факультетов, реконструкции старых корпусов.

Cеминар на заводе «Электротяжмаш». М.Ф. Семко, М.Д. Узунян с начальником техбюро инструментального отдела В.И. Зубковым. 1964 г.

Во всех наших сегодняшних делах, в решении злободневных вопросов и глобальных проблем нам, большей части политехников, которые под руководством Михаила Федоровича Семко учились, работали, получали образование, помогает бесценный опыт, который мы перенимали у нашего Ректора. Уникальность этой личности, ее обаяние было и в том, что Михаил Федорович, будучи очень требовательным, отнюдь не был злопамятным человеком. Все, кто знал его лично, никогда не забудут его постоянной приветливости, его внимания к нуждам и заботам студентов и сотрудников, независимо от рангов и занимаемого положения.

Это была личность, перед которой открывались двери ЦК КПСС, Совета Министров, самых высоких инстанций в нашей стране и за рубежом. На него равнялась образовательная система Украины, как на выдающегося организатора высшей школы. Он был маяком для своих коллег в высших технических учебных заведениях Украины и всего Союза.

Сегодня мы можем сказать, что возродили дух Семко в полном объеме и пытаемся, насколько это возможно, его продолжать. Стремимся к тому, чтобы каждый политехник имел надежное рабочее место, чтобы были востребованы его творческие возможности, чтобы каждый получал признание результатов своего труда по заслугам, чтобы студенты любили свой университет, были преданны ему, и чтобы тесным было единение студентов и преподавателей.

Принципами Болонского процесса четко определено, что университеты являются автономными институтами в центре общества. Они создают, оценивают и передают культуру с помощью научных исследований и обучения. И обеспечивают тем самым развитие своей страны, своей нации.

За годы, пройденные Харьковским политехническим без ректора М.Ф. Семко, его последователи обеспечили развитие университета. Менялись его статус и название, в 90-е наш политехнический институт стал Харьковским государственным университетом. А в 2000 году мы доказали и правительству, и Президенту Украины, что наш университет достоин статуса Национального вуза страны.

Сегодня наш университет признан во всем мире, он на подъеме, и в этом большая заслуга Михаила Федоровича Семко, который своим упорным трудом на протяжении 33 лет, отдав университету свою жизнь, свое здоровье, до последнего дыхания, заложил фундамент, на котором мы можем сегодня жить и работать в этих непростых условиях. Время, казалось бы, должно отдалять нас от человека, которого нет с нами уже 27 лет. Но сегодня, когда мы отмечаем 100-летие со дня его рождения и отчитываемся перед его памятью о сделанном, он кажется нам близким – ведь дело его живет, замыслы осуществляются, и еще долго в свершениях Харьковского политехнического будет заметен глубокий, яркий след, оставленный Ректором Михаилом Федоровичем Семко.

Леонид Товажнянский, Заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственной премии Украины, профессор, доктор технических наук, ректор Национального технического университета «Харьковский политехнический институт»

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет