В послевоенные годы в высшей школе Украины появилась целая плеяда выдающихся ректоров. И хотя многие из них, по воле обстоятельств (тяготы военного времени, трудности восстановительного периода, загруженность административной работой) так и не выкроили времени на написание докторских диссертаций, они проявили себя как блестящие администраторы, вдумчивые хозяйственники, талантливые организаторы научной работы, творчески подходившие к постановке учебного процесса. Назову малую толику их – друзей Михаила Федоровича Семко, и, надо полагать, также и моих. Это профессора В.В. Анохин, А.В. Богатский, Ю.И. Бутенко, Ю.Н. Даденков, Г.И. Денисенко, Н.Ф. Исаенко, Н.Г. Максимович, Г.М. Малахов, В.Ф. Маслов, В.И. Милько, П.А. Михайлив, В.И. Моссаковский, А.С. Плыгунов, В.П. Сачко, М.К. Симоненко, В.Я. Таций, В.Г. Хоткевич, И.Т. Швец, С.М. Ямпольский, А.И. Яцюк и др. И в их числе далеко не последнее место занимал Заслуженный деятель науки и техники УССР М.Ф. Семко.
Добрый, отзывчивый, жизнелюбивый, чуткий человек, он был строгим руководителем, требовавшим от коллег по работе четкости и глубоко продуманных шагов в любом деле. Его отличительной чертой был вдумчивый и смелый подход к подбору своих помощников. Сколько раз приходилось наблюдать, как уход с поста того или иного ректора становился ударом по коллективу и головной болью для руководства высшей школой. Оказалось, что покинувший этот значительный пост за годы своего управления сделал все мыслимое и немыслимое, дабы создать миф о своей «незаменимости». Не жалел живота своего такой горе-руководитель, убирая из своего ближайшего окружения всех талантливых, неординарных, подготовленных для выдвижения. И начинался спешный поиск «варяга» обычно в ущерб делу и сложному вузовскому организму.
Михаил Федорович как настоящий руководитель, пекущийся о будущем вуза и знающий себе цену, не боялся искать и приближать к себе умных, эрудированных, энергичных людей и не щадил сил, времени для обеспечения их роста, приобретения должного общественного веса…
…Именно М.Ф. Семко досталась труднейшая, но благородная миссия восстановления в 1949 году в Харькове политехнического института, разделенного на части, как известно, в 1930 году. Сколько нервов, труда, такта и дипломатии понадобилось Михаилу Федоровичу, чтобы из механико-машиностроительного, химико-технологического, электротехнического и цементной промышленности институтов, со своей администрацией, многими параллельно существовавшими и дублировавшими друг друга кафедрами, кабинетами и лабораториями создать единый, цельный учебно-научный организм. И справившийся со всем этим М.Ф. Семко по праву стал в 1950 году ректором воссозданного Харьковского политехнического института.
А сколько сил потратил популярный ректор Харьковской политехники для укрепления материальной базы своего учебного заведения, приобретения новейшего оборудования, внедрения новых учебных технологий…
…С довоенных времен он изучал весьма актуальный для машиностроения вопрос о связи теплоты резания со стойкостью режущего инструмента. В послевоенные годы он чутко откликался на новшества в своей области и потребности практики. Сюда следует, в частности, отнести его работы о практическом использовании минералокерамического инструмента. Расширение производства и применения пластмасс влечет за собой и поиски М.Ф. Семко в этой области. Он издает научную работу о механической обработке пластмасс. Начало производства в нашей стране искусственных алмазов, нуждавшихся в широкой пропаганде среди практиков и отыскании наиболее эффективных путей их применения, дает толчок к поиску в этой области, и Михаил Федорович одним из первых публикует работу об алмазных инструментах и их применении в машиностроении.
Многолетний ректор давно уже профессор, Заслуженный деятель науки и техники УССР, он в 62-летнем возрасте защищает докторскую диссертацию. Ясно, что речь в то время не шла о новом слове в науке – его заслуга в ней была давно и хорошо известна. Речь, как мне кажется, шла, с одной стороны, дабы и себе и другим доказать, что «и мы не лыком шиты», а, с другой стороны, как руководителю большого научно-педагогического коллектива давало возможность выдвигать определенные требования – хочешь в вузе занимать высокую должность – защищай докторскую.
И еще один эпизод, характеризующий Михаила Федоровича как человека, далекого от поверхностного карьеризма и глубоко преданного своему вузу и его сплоченному коллективу.
М.Ф. Семко неоднократно предлагалось стать Министром высшего и среднего специального образования УССР. А это сулило и некоторые блага и почести, не могущие не льстить самолюбию: квартира в столице республики – Киеве, практически автоматическое депутатство в Верховном Совете Украины, а со временем членство в ЦК Компартии Украины и Академии наук УССР (так сказать по соответствующей должности). Михаил Семко, несмотря на все посулы, не польстился на эти предложения, до последних дней своих остался трудиться в родном вузе.
Напомню, что именно при ректорстве М.Ф. Семко в 1967 году Харьковский политехнический был отмечен высшей правительственной наградой – орденом Ленина.
Михаил Федорович Семко – первым из ректоров в истории высшей школы Украины был заслуженно удостоен высшего звания Героя Социалистического Труда.
Из воспоминаний В. Попова, профессора, Заслуженного работника народного образования Украины, Киев