Не секрет, что в условиях рыночной экономики успешно функционируют только самые гибкие предприятия, которые не скупятся вкладывать немалые деньги в новые технологии. Одно из таких предприятий ОАО «Кременчугское АТП–15356» (директор Владимир Иванович Пилипенко).
Основной источник дохода акционерного общества – вагоны для геологоразведовательных экспедиций, средства от продаж которых направлялись на разработку и создание «украинского Hammer» – так часто называют автомобили высокой проходимости из серии VEPR, выпущенные ОАО «КАТП». Серия машин специального назначения создана на основе базового шасси и состоит сейчас из 4 моделей: грузовая, банковская (для инкассационных служб), военная и с краном-манипулятором. Их объединяет ходовая система грузового автомобиля с кузовом повышенной комфортабельности украинских разработчиков и двигатель с коробкой передач на 14 скоростей немецкой фирмы IVECO.
Пока это опытные образцы, которые проходят проверки, аттестации, экспонируются на выставках. На одной из таких машин размещена система высокоточного оружия типа «Кольчуга». Сейчас эта модель находится в Малайзии, где ее рассматривают на предмет покупки. Интерес к командирской модели VEPR-С проявили МЧС России и украинские бизнес-структуры.
В декабре в наш университет к специалистам кафедры колесных и гусеничных машин приезжали разработчики на машине именно этой модели. Они предложили сотрудничество в доводке конструкции и оценке работы в соответствии с требованиями Комитета по государственным премиям Украины. О новинке нам рассказал заведующий кафедрой КГМ, профессор Евгений Евгеньевич Александров:
– Конструкция автомобиля новая и оригинальная: модульный принцип построения, большая ширина колеи (межосевая база 2,88 м, колея передних колес – 2,15 м), низкое расположение центра масс, широкий диапазон передач, оригинальная система гашения колебаний корпуса, амортизатор с пневмостойкой, обеспечивающей комфортабельные условия движения как по пересеченной местности, так и на шоссе, автоматическое регулирование давления в шинах. Показатели проходимости VEPR значительно выше аналогичных показателей известных зарубежных автомобилей, в том числе и Hammer.
Машина незаменима в спасательных операциях в зонах природных и техногенных катастроф.
Особо приятно, что руководил теоретическими расчетами выпускник ХПИ 1966 года Евгений Павлович Задеев, ныне профессор кафедры автомобилей и автомобильного хозяйства Кременчугского университета экономики информационных технологий и управления.
Жаль только, что украинские спасатели пока не проявили интереса к разработкам ОАО «КАТП». Возможно, свою роль играет цена (около 100 тыс. долл.), которой не боятся только представители финансовых кругов и обеспеченные любители покататься по бездорожью. Но украинский внедорожник существует, хорошо себя зарекомендовал – и это факт!