Как и многие другие кафедры НТУ «ХПИ», наша – экономической кибернетики и маркетингового менеджмента (ЭКММ) – вот уже несколько лет принимает активное участие в разработке дистанционных курсов. Несмотря на довольно интенсивное использование технологии дистанционного обучения, дискуссионным остается вопрос о том, насколько нам, как преподавателям и студентам, необходимы эти дистанционные курсы? Оправдываются ли затраты (временные, физические и интеллектуальные), направленные на создание таким образом организованного обучения?
Как известно, главное преимущество дистанционной дисциплины состоит в возможности ее изучения в удобное время в приемлемом для студента темпе (всегда можно вернуться и прочитать несколько раз, отложить на какое-то время при необходимости). Обучающийся в самом начале изучения предмета осведомлен об объеме материала, о количестве лабораторных и контрольных работ, тестов, о датах их сдачи, условиях получения рейтинга, если таковой предусмотрен. Студент избавляется от написания конспектов по дисциплине, это освобождает ему время для непосредственного ее изучения, что в конечном итоге повышает эффективность учебного процесса. Стоит отметить, что при таком подходе преподаватель как бы индивидуально занимается с каждым студентом независимо от того, как настроены его биологические часы, какова его жизненная ситуация. Не секрет, что большинство студентов начинает свою трудовую деятельность рано, еще в стенах университета, поэтому возможность обучения без отрыва от работы для них актуальна.
На протяжении всего обучения идет сопровождение дисциплины преподавателем. Достаточно хорошо проработанная среда «Веб-класс ХПИ» позволяет преподавателю быстро проанализировать результаты работы студентов. Преподаватель не стеснен временными рамками (1,5 часа) в подаче материала, ссылки же на дополнительный материал позволяют расширить кругозор студента, а также оживить и осовременить изучаемый предмет. Все эти элементы анализа и управления дистанционного курса, разработанного в среде «Веб-класс ХПИ», в конечном счете, позволяют преподавателю не только разумно и оптимального, а главное мобильно организовать свою деятельность, но и охватить контролем большую часть группы студентов.
Конечно, надо отметить те трудности, с которыми сталкивается преподаватель при создании своего дистанционного курса. Это кропотливая работа, иногда требующая пересмотра всей методики изложения дисциплины. Это гигантский труд оформления (лекционного материала, тестов и т.д.) Заметим, что в университете организованы соответствующие специальные курсы, где не только обучат, но и проконсультируют, а также помогут с набором материала.
Наша кафедра внедрила в учебный процесс дисциплины: «Имитационное моделирование», «Моделирование экономического риска», «Информатика и компьютерная техника», реализованные в среде «Веб-класс ХПИ», разработанные автором этих строк. Все три курса основаны на хорошо отработанном в аудитории материале, рассчитаны на студентов стационарного обучения. Эти дистанционные курсы были отмечены на проводившихся в НТУ «ХПИ» конкурсах и занимали призовые места.
Анализ результатов внедрения подтвердил эффективность учебного процесса с использованием дистанционных дисциплин. Специфика перечисленных дистанционных курсов заключалась в организации аудиторных занятий. Они проходили в консультативном режиме. Студент до занятия знакомился с новым материалом, прорабатывал его, трудные вопросы выносил на общее обсуждение, что и являлось темой занятия. Внедренная в курсах рейтинговая система с учетом временного фактора, стимулировала студентов сдавать все лабораторные работы вовремя, а естественное желание набрать максимальное количество баллов на тестах требовало тщательного изучения лекционного материала. Это мотивировало студентов чаще консультироваться с преподавателем, что в свою очередь позволило выявить возникшие трудности и учесть их при модификации учебного материала. Опрос студентов, проходивших обучение с использованием дистанционных курсов, показал их удовлетворенность и заинтересованность в такой форме получения знаний. Главными достоинствами они считают индивидуальный график обучения, не привязанный ко времени суток, полный план работы на семестр, перечень лабораторных работ и возможность их сдачи в любое время, организованная консультативная работа по теме в аудитории.