О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Критерий – качественное образование


[Е. Зубкова, социолог, кафедра этики, эстетики и истории культуры]
#1 от 16.01.2006

Социологическая лаборатория при кафедре этики, эстетики и истории культуры совместно с Методкомиссией по вопросам профориентации студентов уже 5 лет проводит исследование, объектом которого являются студенты девяти факультетов НТУ «ХПИ»: ЭК, ИФ, АП, МШ, ХМ, ЭМС, ЭМ, МТ и ФТ. Цель исследования – изучить процесс профессионального становления личности в вузе, начиная с первого курса и заканчивая шестым. Временные рамки исследования позволили отследить в динамике мотивацию профессионального выбора и устойчивость профессионального интереса студентов, профессиональные планы и ценностные ориентации. Студенты старших курсов имели возможность высказать свои пожелания и предложения относительно учебно-воспитательного процесса в вузе, а также оценить возможность получения современного качественного образования в НТУ «ХПИ». При этом, от внимания социологов не ускользнули такие моменты, как оценка внутренних личностных факторов, оказывающих негативное влияние на эффективность учебы, и самооценка студентами способностей, необходимых для избранной специальности. Заглядывая в будущее, студенты определяли факторы, которые могли бы сыграть решающую роль в их профессиональной карьере.

Результаты исследования показали, что большинство студентов НТУ «ХПИ» считают, что вуз предоставляет возможность получения современного качественного образования (57,6 % студентов пятого курса в 2004 г.). Прежде всего, такого мнения придерживаются студенты ХМ (78,3 %), ИФ и ЭМ (по 66,7 %), МТ (62,5 %) факультетов. Уже 3 года лидирующие позиции занимают ЭМ и МТ факультеты, а ИФ – 2 года. Однако, уверенность студентов в том, что университет дает возможность получения современного качественного образования, падает: показатель за 2004 г. на 13,3 % ниже показателя за 2002 г. Особых различий по данному вопросу в зависимости от формы обучения студентов (бюджет, контракт) не наблюдается. Большинство студентов считают, что именно знания определяют успешную сдачу экзаменов и зачетов в нашем университете (63,4 % – в 2001 г., 57,1 % – в 2002 г., 63,6 % – в 2003 г. и 78,4 % – в 2004 г.).

В 2004 г. 33,9 % пятикурсников затруднились дать четкий ответ относительно возможности получения современного качественного образования, а 8,5 % – ответили отрицательно. Студенты аргументировали свою позицию, прежде всего, следующими высказываниями (ответы на открытый вопрос): «преподаватели не владеют современными знаниями», «преподаватели не заинтересованы в учебном процессе», малоэффективная система контроля знаний студентов (особенно контрактников), «ХПИ не соответствует своему высокому статусу», «несоответствие учебных программ современным требованиям рынка», низкая конкурентоспособность диплома ХПИ на мировом рынке, «нет никакой гарантии, что с дипломом ХПИ я найду работу по специальности».

Неотъемлемой составляющей современного качественного образования являются прочные профессиональные знания, умения и навыки, которые студенты имеют возможность получить в университете. Сегодняшние студенты понимают их необходимость для успешного карьерного роста: 59,6 % пятикурсников в 2004 г. отметили их приоритетное значение. Однако, как ни парадоксально, заинтересованность студентов в получении прочных знаний, снижалась с 2000 по 2004 г. г. Так, если в 2000 г. 66,4 % студентов первого курса мотивировали свое желание приобрести высшее образование в университете стремлением получить прочные знания по изучаемым предметам с целью использования их для дальнейшей карьеры, то в 2004 г., уже будучи пятикурсниками, число таковых снизилось до 31,6 %, то есть более, чем в два раза. Количество же студентов, предпочтения которых в профессиональной сфере носят неопределенный характер – такие студенты отметили, что целью их учебы является «по возможности изучить учебные дисциплины для вероятного использования полученных знаний в дальнейшей карьере» – увеличилось с 27,9 % в 2000 г. до 42,7 % в 2004 г. Также, возросло число студентов, которые мотивацию получения высшего образования сводят практически только к получению диплома. Число студентов с данной установкой увеличилось с 5,7 % в 2000 г. до 24,0 % в 2004 г.

Снижение мотивации студентов к учебе не могло не сказаться на успеваемости. Результаты проведенного корреляционного анализа указали на прямую зависимость качественной успеваемости студентов от мотивации получения высшего образования, которая выражается в стремлении получить прочные знания по изучаемым предметам, самоотдаче студента в учебном процессе и целеустремленности. Данные исследования показали, что число успевающих на «хорошо» и «удовлетворительно» среди опрошенных первокурсников в 2000 г. составляло 6,3 %, а к 2004 г. среди пятикурсников – возросло до 11,6 %. Однако, заслуживает внимания положительный факт: число «круглых» отличников возросло практически в 2 раза – с 17,4 % в 2000 г. до 33,6 % в 2004 г.! Половину студентов с отличной успеваемостью составляют студенты с устойчивой профессиональной мотивацией – они твердо намерены получить прочные знания в НТУ «ХПИ» для использования их в дальнейшей карьере.

Для выяснения причин снижения мотивации студентов к обучению, в методику исследования были включены вопросы о негативных личностных факторах, оказывающих влияние на эффективность учебы, о самооценке студентами своих способностей, необходимых для избранной специальности, об устойчивости профессионального выбора, об организации учебного процесса в нашем университете, о перспективах трудоустройства по специальности, о будущих профессиональных планах и общечеловеческих ценностях.

Анализ личностных факторов позволил выделить два основных, которые оказывают негативное влияние на эффективность учебы – это отсутствие уверенности в том, что получаемые знания пригодятся в дальнейшей карьере (49,5 % пятикурсников отметили данный фактор в 2004 г.!) и необходимость подрабатывать, в связи с чем, как подчеркивают студенты пятого курса, у них не хватает времени на учебу (40,5 %). Причем, наиболее обеспокоены этим фактором именно студенты с отличной и хорошей успеваемостью.

Причину снижения заинтересованности студентов в процессе учебы четко указывает корреляционный анализ: существует прямая зависимость установки студентов на получение прочных знаний от их уверенности в возможности трудоустройства по избранной специальности. Большинство студентов (52,2 %) из тех, которые твердо уверены в том, что найдут устраивающее их место работы по специальности, – намерены получить прочные знания по всем изучаемым предметам. Тогда как многие студенты (42,1 %) из тех, которые не уверены в возможности трудоустройства по специальности с подходящими условиями работы и оплаты труда – ставят себе цель просто получить диплом. Студенты, которые не знают, удастся ли им найти устраивающую работу по специальности, прежде всего, ориентируются на такую позицию, как «по возможности изучить учебные дисциплины» (50,8 %).

Большинство студентов пятого курса (51,8 %) не знают, где они будут работать по окончании вуза. Практически половина из этих студентов определяет для себя цель учебы как «по возможности изучить учебные дисциплины». Почти треть – мотивирует учебу в вузе стремлением только получить диплом. И всего 23,3 % намерены получить прочные знания по изучаемым предметам для использования их в дальнейшей карьере.

Пятикурсники отмечают, что производственная практика на предприятии (которую проходили 65,5 % респондентов) не поможет им решить проблему трудоустройства. Большинство студентов (70,7 %) не связывают свои профессиональные планы с работой на данном предприятии. Основная причина, по которой студенты отдают предпочтение другому месту работы, – низкая зарплата (52,9 %). Затем по значимости следуют: плохие условия труда (10,6 %), задержка выплаты зарплаты и нерентабельность предприятия (по 7,1 %), отсутствие перспектив карьерного роста (5,9 %), «нет необходимости в новых специалистах» и «неинтересное содержание работы» (по 3,5 %).*

Однако, ко второму курсу у большинства студентов уже сложились представления о будущей профессиональной деятельности. На первом месте среди предпочтений студентов – практическая деятельность по специальности (50,6 % – 2002 г., 45,0 % – 2003 г. и 44,8 % – 2004 г.). Установку на практическую деятельность по специальности в 2004 г. имели, прежде всего, студенты пятого курса ИФ (66,6 %), ХМ (63,5 %), ЭМС (61,9 %), ЭК (56,3 %) факультетов. Исследование зафиксировало установку студентов на предпринимательскую деятельность (26,5 % – 2003 и 2004 г. г.), которая занимает второе ранговое место среди профессиональных предпочтений студентов. Наиболее высокие показатели характеризуют студентов МШ (38,3 %) и МТ (37,5 %) факультетов. С 2002 по 2004 г. г. установки студентов существенно не изменились. Этот факт, вероятно, можно объяснить стремлением молодежи к независимости, самостоятельности и благополучию, которые являются ценностями современной молодежи. В установке студентов на предпринимательство находит отражение позитивное отношение молодежи к рыночным реформам.

В ходе исследования установлен настораживающий факт: 24,2 % студентов в 2004 г. отметили, что им «все равно, чем заниматься, лишь бы деньги платили», что на 3,2 % больше, чем в 2003 г. Данная позиция занимает третье ранговое место, и характеризует, прежде всего, студентов МТ (37,5 %), ФТ (36,8 %) и АП (31,0 %) факультетов. Эта проблема представляет собой опасный социально-психологический феномен, противостоящий процессу формирования профессиональной идентичности будущего специалиста. Ценностные ориентации в профессиональной сфере направлены на успешную адаптацию в условиях трансформирующегося украинского общества любыми средствами. Социальные и экономико-политические изменения затрагивают профессиональную сферу. Статус же профессиональной идентичности зависит от объективной роли института профессии, которую он играет в нашем обществе, и от ценности конкретной профессии, фигурирующей в общественном сознании. Данные исследования говорят о том, что уверенность в трудоустройстве по специальности влияет на профессиональные планы студентов. Тот факт, что многие студенты не уверены в возможности найти работу по специальности, и подталкивает их к мысли о любом оплачиваемом виде деятельности. В итоге, это свидетельствует о девальвации ценностей образования у определенной части молодежи.

Исследование показало, что 17,0 % студентов пятого курса в 2004 г. намеревались заняться административно-управленческой деятельностью по окончании вуза.

Иерархия ориентаций студентов в сфере будущей профессиональной деятельности с 2002 по 2004 г. г. практически не изменилась и обращает внимание на низкую популярность преподавательской и научно-исследовательской работы (в 2004 г. – 4,0 % и 7,2 % соответственно), а также политической и общественной деятельности (2,2 %). Это обратная сторона коммерциализации и политизации современного общества, которое молодежь воспринимает абсолютно адекватно.

Исследование отметило интересный факт: существует зависимость между типами профессиональной мотивации студентов и их установкой на различные виды профессиональной деятельности. Так, студенты с доминантным типом профессиональной мотивации – те, которые намерены получить прочные знания по изучаемым предметам для использования их в дальнейшей карьере – прежде всего, ориентированы на практическую деятельность по специальности (62,7 %). Студенты с ситуативным типом профессиональной мотивации – те, которые определяют цель учебы как «по возможности изучить учебные дисциплины для вероятного их использования в дальнейшей карьере» – на предпринимательство (50,8 %) и административно-управленческую деятельность (47,4 %), а студенты, ставящие перед собой цель только получить диплом, готовы заниматься «чем угодно, лишь бы деньги платили» (37,0 %), либо административно-управленческой деятельностью (31,6 %).

Профессиональные планы студентов обусловлены системой ценностей и ценностных ориентаций. Установки студентов на предпринимательство, административно-управленческую деятельность и любую работу, приносящую доход, не противоречат ценностным ориентациям, которые направлены на материальное благополучие, занимающее прочное второе место в системе ценностей студентов. Первое и третье места занимают такие традиционные ценности, как здоровье и семья.

Исследование показало, что весьма значимыми модерными ценностями для студентов являются личная свобода, независимость и самореализация. В системе ценностных ориентаций в 2003 и 2004 г. г. данные ценности занимают четвертое и пятое ранговые места. Этот факт свидетельствует о трансформации в сознании молодежи советизированных ценностных систем и поиске новых мировоззренческих, смысловых жизненных ориентиров через «обращенность» на самого себя.

Такие модерные ценности, как карьера и высокий социальный статус являются весьма значимыми для студентов и по количественным показателям лишь немного уступают вышеперечисленным ценностям. Эти ценности занимают шестое и девятое ранговые места.

Молодежи присущ социальный динамизм, и ориентация на общение и интересный отдых является весьма закономерной. Данные традиционные ценности занимают седьмое и восьмое ранговые места. Молодежь стремится к более полной социализации посредством усвоения определенного социального опыта, социальных связей и отношений, в которых возможна реализация интересов. Однако, отмечается снижение в сознании студентов ценностей высокого порядка: так, например, приобщение к мировой культуре и гражданственность завершают ценностный ряд. К сожалению, у современных студентов наблюдается девальвация данных ценностей.

Возможной причиной снижения заинтересованности студентов в учебе теоретически могло послужить осознание такого фактора, как отсутствие способностей, необходимых для избранной специальности. Однако, результаты самооценки показали, что подавляющее большинство студентов уверено в том, что они обладают всеми способностями, необходимыми для избранной специальности: 86,2 % студентов пятого курса в 2004 г. За годы обучения в университете количество таковых уменьшилось всего на 5,4 % по сравнению с 2000 г. Студенты, которые считают, что обладают всеми способностями, необходимыми для данной специальности, имеют лучшую успеваемость, чем студенты, которые себя к таковым не относят.

Методика социологического исследования позволила рассмотреть еще два фактора, которые гипотетически могли повлиять на снижение мотивации студентов к обучению. А именно: недостатки организации учебного процесса в вузе и устойчивость интереса студентов к избранной специальности. Такие проблемы, как устаревшие библиотечные фонды, отсутствие современной информационной базы, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия в аудиториях университета, недостаточная техническая и технологическая обеспеченность учебного процесса являются причинами того, что 37,6 % студентов пятого курса в 2004 г. выбрали бы другой вуз, если бы им была предоставлена такая возможность. Студенты, которые в прожективной ситуации хотели бы обучаться в другом вузе по избранной специальности, отмечают, прежде всего, устаревшие библиотечные фонды и отсутствие возможности изучать дисциплины по выбору (по 57,1 %). Те же, кто разочаровался как в выборе вуза, так и в выборе специальности, указывают на устаревшие библиотечные фонды (61,8 %) и неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия в аудиториях (55,3 %).

Исследование показало, что устойчивость профессионального выбора характерна для 37,1 % студентов пятого курса. Такие студенты в ситуации повторного выбора обязательно бы опять отдали предпочтение избранной специальности в нашем вузе. Будучи студентами первого курса, в 2001 г. такую позицию занимали 42,8 % респондентов. В выборе специальности в 2004 г. разочаровался каждый пятый пятикурсник! В 2001 г. данный показатель составлял 18,7 % из числа студентов первого курса. Вероятно, не стали бы поступать в вуз всего 1,3 % пятикурсников в 2004 г., что ниже показателя 2001 г. на 2,2 %. Большинство студентов, которые характеризуются устойчивостью профессионального выбора, намерены получить прочные знания по изучаемым предметам для использования их в дальнейшей карьере (60,9 %). Те же студенты, которые выбрали бы другой вуз и другую специальность в прожективной ситуации, ставят перед собой, прежде всего, цель – изучить учебные дисциплины «по возможности» (44,2 %) или – только получить диплом (43,4 %).

Таким образом, результаты пятилетнего исследования позволили установить основную причину снижения заинтересованности студентов в учебном процессе – отсутствие уверенности в возможности трудоустройства по избранной специальности. Это приводит к разочарованию в специальности за годы учебы в вузе и влияет на профессиональные планы студентов, которые, помимо установки на карьеру, направлены на успешную адаптацию в современном обществе любыми средствами. В этой связи представляется целесообразным совершенствование форм и методов сотрудничества вуз – предприятия по трудоустройству выпускников.

*Приведены ответы респондентов на открытый вопрос, т. е. студенты имели возможность написать свой вариант ответа на свободной строке.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет