|
Анатолий Дроботенко – Почетный ветеран завода им. Малышева, здесь он начинал рабочим, здесь стал мастером, затем инженером. И через всю жизнь пронес любовь к родному заводу, желание сохранить для новых поколений историю предприятия. Он – один из авторов нескольких книг по истории завода, многолетний внештатный корреспондент газеты «Машиностроитель». В 2004 году Анатолий Прокофьевич на свои средства издал книгу «Рожденный на ХПЗ».
Посвящена она выдающемуся достижению Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) (нынешнего ГП «Завод имени Малышева») – созданию на этом предприятии первого в мире танкового дизеля В-2.
Двигатели, о которых идет речь, массово выпускались во время Великой Отечественной войны в Челябинске, Сталинграде, Свердловске и Барнауле. Дизельное производство (бывший Харьковский завод № 75) Челябинского «Танкограда» было ведущим по В-2.
Издание рассчитано на специалистов по двигателестроению, студентов вузов и учащихся техникумов соответствующего профиля, а также всех читателей, интересующихся историей военной техники. В нем упоминаются имена творцов знаменитых дизелей, многие из которых – харьковские политехники.
У истоков двигателестроения на ХПЗ стоял один из первых ведущих специалистов по двигателям внутреннего сгорания, крупнейший ученый, профессор ХТИ Василий Трофимович Цветков. Под его руководством заводскими конструкторами был разработан, внедрен ряд дизелей малой, средней и большой мощности на уровне лучших достижений мировой техники.
С развитием авиации особое внимание конструкторов привлек дизельный мотор, возможности которого позволяют значительно повысить дальность полета самолета. Освоением производства дизелей типа «Зульцер» занимался профессор Я. М. Майер.
Это направление он разрабатывал в Украинском авиадизельном институте (УНИАДИ) Главного управления гражданского воздушного флота в Харькове.
В 1931 году дизельный отдел ХПЗ возглавил К.Ф. Челпан, в то время – аспирант кафедры ДВС ХММИ. По его инициативе в этом же году в Харькове состоялась Всеукраинская конференция, посвященная тяжелым дизелям, на которой были представлены материалы на эту тему за последнее десятилетие. В это время на ХПЗ началась разработка мощного быстроходного транспортного дизеля, которому в то время не было аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом. Коллективом конструкторов руководил высококвалифицированный инженер Я.Е. Вихман. Первый опытный экземпляр БД-2 был опробован на испытательном стенде накануне праздника Первомая 1933 года. Над усовершенствованием танкового дизеля трудился П.Е. Саблев, Герой Социалистического Труда, награжденный Орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, впоследствии ставший директором ХПЗ.
Одним из продолжателей разработок стал Лауреат Сталинской премии, дважды Герой Социалистического Труда конструктор И.Я. Трашутин. За выдающиеся достижения в создании мощных современных машин Центральный исполнительный комитет СССР в 1935 году наградил высокой правительственной наградой – Орденом Ленина – директора ХПЗ И.П. Бондаренко, начальника дизельного отдела К.Ф. Челпана и начальника конструкторского бюро Я.Е. Вихмана, а в 1941 году – И.Я. Трашутина Орденом Трудового красного знампни – главного инженера Я.И. Невяжского. «Знаком Почета» – начальника цеха М.И. Найша. Работу над авиационным вариантом БД-2А возглавлял Г.И. Аптекман. Одним из зачинателей дизелестроения на ХПЗ был Я.П. Нифонтов.
Главным металлургом завода долгое время работал И.П. Бондаренко. Он участвовал в запуске новых мартеновских цехов и создании отечественной литой брони, что впоследствии приобрело мировое значение. В 1933 году он возглавил ХПЗ. Под его руководством проводилась реконструкция завода, создавались новые образцы техники: локомотивы серии СО («Серго Орджоникидзе»), тракторов «Коминтерн», тяжелых тягачей «Ворошиловец», танков БТ-7. Ему выпала честь и начинать разработку первого в мире танкового дизеля. Одним из разработчиков танкового варианта дизеля БД-2 был еще один политехник, П.С. Ярин. Книга А. Дроботенко, несомненно, займет свое место в ряду книг, посвященных отечественному двигателестроению. А нынешнее и грядущие поколения политехников благодарны Анатолию Прокофьевичу за воссоздание истории и роли в ней воспитанников ХПИ.