Памяти профессора Аркадия Ефимовича Луцкого.
В сентябре 2005 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого, заведующего кафедрой физической химии (1961–1980) Харьковского политехнического института Аркадия Ефимовича Луцкого.
А.Е. Луцкий родился в городе Каховка Херсонской области в семье невысокого достатка. В 17 лет окончил гимназию и поступил на химико-технологический факультет Киевского политехнического института, который окончил в 1930 году. Обучаясь в институте, одновременно работал здесь же лаборантом. Дополнительную материальную помощь на учебу он получал от семьи меценатов, которые в качестве условия получения этой помощи обозначили необходимость изучения иностранных языков. Именно в это время Аркадий Ефимович изучил английский, немецкий и французский языки, знание которых впоследствии помогло ему легко ориентироваться в многообразии мировой научной литературы.
После окончания института Аркадий Ефимович получил практический опыт инженерной и конструкторской деятельности, работая вначале на шахте (пос. Рутченково, Донецкая обл.), а затем в институте Гипрококс (г. Харьков).
В 1937 г. А.Е. Луцкий поступил в аспирантуру на кафедру органической химии политехнического института (руководитель проф. Н.А. Валяшко). В годы войны продолжал работу в институте, который в это время находился в эвакуации в узбекском городе Чирчик. По возвращении из эвакуации А.Е. Луцкий защитил кандидатскую, а затем через 5 лет и докторскую диссертации.
Вся его дальнейшая жизнь, научная и педагогическая деятельность были связаны с кафедрой физической химии: ассистент, доцент, профессор, а с 1961 г. и до своей кончины в 1980 г. – бессменный заведующий кафедрой.
Круг научных интересов А.Е. Луцкого был весьма обширен. Но основная часть его научных работ была посвящена разработке учения о природе водородной связи. Он был одним из первых ученых в СССР, кто проводил изучение водородной связи системно, широко, во множестве ее проявлений в самых разнообразные свойствах молекул и веществ.
Им и его учениками изучены такие свойства, как поверхностное натяжение, плотность, вязкость, скорость распространения ультразвука, адиабатическая и изотермическая сжимаемости, температура кипения, критическая температура, диэлектрическая проницаемость, молекулярная постоянная Керра, дипольные моменты молекул, проявление водородной связи в колебательных и электронных спектрах молекул, спектрах ЭПР, ЯМР, ПМР.
Учитывая огромный вклад проф. А.Е. Луцкого в развитие учения о водородной связи, в 1977 году именно на базе кафедры физической химии Харьковского политехнического института научным советом по химической кинетике и строению АН СССР был организован первый (и единственный) Всесоюзный симпозиум по водородной связи.
При исследовании жидкого состояния вещества проф. А.Е. Луцкий разработал метод «суммарных» зависимостей для макрофизических свойств жидкостей, которые позволяли рассчитывать значения различных физических свойств жидкостей, не проводя эксперименты.
Одной из изюминок подхода проф. А.Е. Луцкого к изучению как водородной связи, так и свойств жидкостей было рассмотрение характера изменения этих свойств в рядах специально подобранных соединений. “От простого к сложному через специально подобранные объекты исследования” – этой концепции проф. А.Е. Луцкий следовал постоянно на протяжении всей своей плодотворной научной деятельности.
Исследуя природу межмолекулярного взаимодействия в жидком состоянии, А.Е. Луцкий развивал концепцию «свободного объема». В частности, для физико-химических свойств органических растворителей, он предложил формулу для расчета свободного объема жидкости. Это направление не потеряло актуальности и в настоящее время развивается в работах научных сотрудников кафедры общей и неорганической химии Национального политехнического университета «Харьковский политехнический институт».
За годы научной деятельности А.Е. Луцкий опубликовал свыше 400 научных работ, многие из которых широко известны и цитируются за рубежом.
Своими широкими знаниями, умением вести научные исследования проф. А.Е. Луцкий щедро делился с многочисленными учениками. Пятьдесят девять кандидатов химических наук – таков итоговый выпуск его научной школы. Впоследствии трое из них (В.В. Преждо, В.В. Гордиенко и Г.Г. Шеина), развивая идеи Аркадия Ефимовича, подготовили и защитили докторские диссертации.
Профессор А.Е. Луцкий был действительно ученым в самом широком и глубоком понимании этого слова, поэтому не только чисто физико-химические проблемы привлекали его внимание. Вопросы мировоззренческие, философские, общественно-исторические находили в нем самый горячий отклик. Поэтому даже обязательные в те времена философские семинары проходили на кафедре под его руководством совсем не формально, а глубоко содержательно, живо и интересно.
Будучи глубоко эрудированным во многих областях знания человеком, проф. А.Е. Луцкий умел так вести полемику с разными оппонентами, что никто не чувствовал превосходства его научного авторитета, который был, безусловно, почитаем всеми. В моменты горячей научной полемики проф. А.Е. Луцкий умел не упустить любое ценное суждение, при необходимости исправить ошибки автора идеи, довести идею до совершенства. Рядом с ним сотрудникам работалось легко, каждый желал подняться до высокого научного уровня.
В то же время «священным» понятием для проф. А.Е. Луцкого был учебный процесс. Будучи маститым ученым, многие годы блестяще читавшим курс физической химии, проф. А.Е. Луцкий к каждой лекции готовился вновь и вновь, старался сделать изложение более доступным для студентов, следил за реакцией аудитории. Обсуждения занятий на семинарах преподавателей носили живой, заинтересованный характер и позволяли каждому извлечь пользу из общего педагогического опыта.
Широкие познания проф. А.Е. Луцкого в истории развития и становления физической химии, глубочайшее понимание им взаимосвязи между ее основными законами и методов и подходов в решении различных физико-химических задач на разном уровне абстрагирования и приближения, а также педагогический талант позволили ему сформулировать основные идеи построения курса физической химии для изложения студентам.
Именно его идеи построения и изложения курса в историческом развитии, в постепенном переходе от рассмотрения макросвойств химических систем к свойствам молекул, ее составляющих, и таким образом, более глубокого и полного рассмотрения этих свойств, легли в методическую основу организации учебного процесса, которая с успехом используется на кафедре и в настоящее время.
Хотелось бы отметить личную скромность проф. А.Е. Луцкого, отсутствие у него стремления к материальным благам, его умение радоваться успехам своих сотрудников как своим личным. Для него работа на кафедре была не делом жизни, а самой жизнью. Он часто повторял «Я не люблю выходные и праздничные дни, потому что в это время не могу прийти на кафедру».
Все, кто работал с Аркадием Ефимовичем Луцким, всегда вспоминают его с уважением, благодарностью и любовью, а общение с ним считают своей большой жизненной удачей.