Юбилей Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» уже не впервые отмечается на государственном уровне. Значение и место нашего вуза в системе высшего образования Украины, его успехи достигнуты не одним поколением политехников. В год 135-летия вуза газета предложила несколько вопросов профессорам, чья преданность, труд на благо Политеха были неизменными на протяжении более полувека, кому есть что вспомнить и сказать современникам. На них отвечает зав. кафедрой «Автоматизированные электромеханические системы», Заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственной премии Украины Владимир Борисович Клепиков.
— Какая из юбилейных дат НТУ «ХПИ» наиболее памятна Вам и почему? — Наиболее памятно 100-летие ХПИ, впервые отмечавшееся на государственном уровне.
Тогда была написана история ХПИ, институт был награждён высшим орденом страны, на торжественный вечер в ДК ХЭМЗ прибыл В.В. Щербицкий— тогда первое руководящее лицо Украины. На ВДНХ в Москве были представлены достижения ХПИ: в применении ЭВМ при организации деятельности вуза, в науке, внедрении разработок, спорте, художественной самодеятельности. Многие были награждены орденами и медалями, и я тоже был отмечен Орденом Дружбы народов.
— Ваши современники в истории университета (несколько памятных имен), их и Ваш вклад в развитие ХПИ?
— За 64 года учёбы и работы в стенах ХПИ мне на разных участках пришлось сотрудничать со многими людьми, внёсшими достойный вклад в его развитие. Даже краткое перечисление их имён, качеств и заслуг потребовало бы много времени и места в газете. Отмечу лишь нескольких руководителей института и некоторых из сверстников.
Прежде всего, это Михаил Фёдорович Семко, ректор ХПИ с 1950 по 1979 годы, человек высокой культуры отношений с людьми, с талантом видения перспективы, умением подбора кадров и организации дела, человек исключительной мудрости. Он оказал большое влияние на наше поколение, воспитывая ответственность, инициативность, умение достигать поставленной цели.
Будучи ответственным секретарём приёмной комиссии, я запомнил, в частности, его стиль решения иногда очень сложных вопросов, возникающих при зачислении студентов. Он всегда делал это путём обсуждения, умело излагая своё видение проблемы.
Большая заслуга М.Ф. Семко в послевоенном восстановлении деятельности института, строительстве высотного корпуса, спортивного лагеря в Крыму, нескольких общежитий и жилых домов для преподавателей, в восстановлении Дворца студентов.
Невероятным трудолюбием отличался Николай Фёдорович Киркач, ректор ХПИ с 1979 по 1990 годы— первым приходил на работу, последним уходил. Поработав преподавателем, деканом факультета, он очень хорошо понимал и ощущал многогранность работы преподавателя, деятельности вуза и умело им руководил. Поддерживал молодых проректоров, создавая им возможность научного роста. Работая с ним, Л.Л. Товажнянский, А.В. Бойко, В.Б. Клепиков смогли защитить докторские диссертации в столичных вузах. В том, что мы имеем уникальный Дворец спорта, огромная заслуга Николая Фёдоровича, строительству которого на всех этапах он уделял много сил и энергии.
Работая секретарём комитета комсомола ХПИ, мне пришлось часто общаться с секретарём парткома Борисом Михайловичем Руденко. Вызывали мое уважение такие его качества, как принципиальность и смелость в принятии решений. В 1965 году возникла идея провести первое посвящение в студенты ХПИ с факельным шествием первокурсников от Дворца студентов на центральную площадь Харькова. Некоторые члены парткома возражали: «Это немецкие традиции», и только позиция двух инвалидов войны— Б.М. Руденко и О.М. Ярмоловича, секретаря горкома партии— позволили организовать и провести это впечатляющее для того времени мероприятие. За день до посвящения, на заседании парткома, после моего доклада о готовности кто-то задал вопрос: «А что вы будете делать, если пойдёт дождь?». После затянувшегося молчания встал Борис Михайлович и твёрдо сказал: «Дождя не будет!». И его действительно не было, а в комитете комсомола стала часто звучать эта фраза, когда возникали сомнения в успехе дела.
С Сергеем Ивановичем Богомоловым я сотрудничал, как председатель профсоюзного комитета преподавателей ХПИ в период 1974–1979 годов. Одна из характерных его черт— генерирование широкомасштабных задач. Он был инициатором создания впечатляющего плана перспективного развития ХПИ, который предусматривал увеличение территорий института, строительство новых корпусов, подготовку докторов наук и др. Хотя в реальных условиях того времени далеко не все было осуществимо в ближайшей перспективе, Сергей Иванович проявлял целеустремлённость, твёрдость и решительность.
Сверстников, с которыми мне довелось в разные периоды тесно сотрудничать, и которые преданно служили ХПИ, очень много. Среди тех, кто внёс значительный вклад в развитие института и с кем на протяжении многих лет, кроме рабочих, меня связывают дружеские отношения: Л.Л. Товажнянский— проректор, а с 1999 по 2015 гг.— ректор ХПИ; А.И. Грабченко— заведующий кафедрой резания материалов (ставшей одной из ведущей в ХПИ), который внес большой вклад в развитие международных связей с вузами Венгрии, Германии, Австрии, Греции, Румынии. А.В. Бойко— проректор по международным связям, а с 1999 по 2017 гг.— зав. кафедрой турбиностроения; В.П. Дуравкин— мой преемник по комсомолу ХПИ, а затем секретарь обкома партии; Г.А. Геродес— выпускник нашей кафедры, декан факультета обучения студентов-иностранцев, а впоследствии Генеральный консул России в Германии; А.Г. Романовский— проректор, возглавлявший строительство всех объектов ХПИ в период с 1975 по 2015 годы.
Я думаю, что об их вкладе в развитие ХПИ они более подробно расскажут в своих интервью газете.
Уверен, что моему поколению политехников есть чем гордиться, и некоторые из свершённых мною дел вызывают сегодня чувство глубокого удовлетворения. В «комсомольский» период моей жизни: это работа в 1963 году командиром первого харьковского студенческого строительного целинного отряда вузов ХПИ, ХГУ, ХАИ, ХИСИ, ХМИ. В дальнейшем— организация студенческих отрядов на Целину, Тюмень, в Чехословакию, в Харьковскую область, которые стали для студентов того поколения прекрасной школой организации, ответственности, возмужания и дружбы. И уже упомянутая организация первого посвящения в студенты ХПИ в 1965 году, которое стало традицией и по настоящее время.
В годы работы председателем профкома — строительство санаторного корпуса в Берминводах и решение, благодаря взаимообмену путёвками, проблемы санаторного лечения за счёт профсоюза. Мы открыли первый пионерский лагерь в Крыму для детей сотрудников ХПИ. Была организована система соревнования между факультетами, что в определённой мере и в настоящее время проявляется в рейтинговой оценке работы.
В развитии международных связей ХПИ (я был проректором в 1986–1995 гг.) нам удалось организовать визит первой официальной делегации в США (Ю.Т. Костенко, В.Б. Клепиков, А.И. Любиев, Б.Т. Бойко) и обмен студентами с подготовкой наших студентов в США по экономическому профилю. В те годы были установлены связи с вузами Франции, Англии, Австрии, Китая и расширены с Венгрией, Германией, Польшей. За счет контрактного обучения приобретался автотранспорт, компьютеры, оргтехника, средства связи, ремонтировались общежития для иностранных студентов и пр. Стало ежегодным направление около 350 преподавателей, аспирантов, студентов за рубеж на конференции, стажировки.
— Владимир Борисович, Вы с 1976 года руководите кафедрой «Автоматизированные электромеханические системы», которая занимает ведущие позиции в университете...
— Кафедра, как и университет в целом— это моя жизнь. Мне удалось создать здесь новое научное направление «Динамика электромеханических систем с отрицательным вязким трением», в рамках которого открыто явление усиления колебаний нелинейностью трения, защищены 21 кандидатская и 3 докторских диссертации, написана монография. Мы инициировали и развиваем исследования по использованию нейронных сетей и генетических алгоритмов в управлении электроприводами. Материальная база кафедры укреплена за счет: выполнения 2-х европроектов «TEMPUS» и 3-х хоздоговоров с фирмой «Сименс»; проведена модернизация лабораторий за счет средств Минэлектротехпрома; создана микропроцессорная лаборатория. Открыты специализации по мехатронике и робототехнике, электромобильному электроприводу, специализированный совет, в котором защищены 17 докторских и 82 кандидатских диссертации.
Повышению авторитета ХПИ и кафедры способствовала консолидация ученых и специалистов в области электропривода, к достижению которой я приложил немалые усилия. В сложные годы экономического спада в Украине кафедра выступила инициатором проведения в 1993 году ставшей затем традиционной ежегодной международной конференции «Проблемы автоматизированного электропривода. Теория и практика». В 24-х конференциях участвовали ученые и специалисты из 30 стран мира. Участниками конференции защищены 62 докторских и более 160 кандидатских диссертации, а труды конференции (отдельные выпуски которых доходили до 600 страниц), стали антологией электропривода последней четверти 20 века.
Признанием общественного веса и важной роли ХПИ стало создание Украинской ассоциации инженеров-электриков со штаб-квартирой в нашем вузе, утверждение заведующего кафедрой председателем научно-методической комиссии МОН Украины, заместителем председателя экспертной комиссии ВАК Украины по присуждению научных степеней, членом экспертной комиссии по присуждению Государственных премий в области науки и техники.
И особым своим вкладом считаю инициативу и организацию создания установленного в электрокорпусе памятника основателю украинской электротехнической школы профессору П.П. Копняеву, основателю нашей кафедры.
— НТУ «ХПИ» сегодня: Ваш взгляд на пути его развития, пожелания нынешним политехникам?
— Прежде чем высказать соображения о путях развития университета, расскажу об одном из эпизодов во время посещения ХПИ профессором Уоллесом из США— вице-президентом аккредитационного комитета США с целью оценки уровня обучения в ХПИ.
Он очень ответственно отнесся к своей миссии, посетил 40 кафедр, знакомился с учебными планами, читал лекции преподавателям и студентам. Перед отъездом, на встрече с ректоратом, когда один из руководителей вуза несколько раз повторил, что наша цель— «интеграция в западную систему высшего образования», он сказал: «У вас прекрасная система. Не ломайте ее. Я читал лекции американским студентам и вашим. Так вот у вас на меня смотрело больше ясных глаз».
Старшее поколение преподавателей особенно остро ощущает, насколько, в общей массе, снизился уровень школьной подготовки, ухудшилась посещаемость занятий, успеваемость и мотивированность студентов. Для технического высшего образования это в значительной мере следствие резкого снижения промышленного производства в Украине, некогда входившей по этому показателю в первую пятёрку стран Европы. Практически исчезли целые отрасли: авиастроение, ракетостроение, кораблестроение, производство ЭВМ и полупроводниковых приборов. Закрылись либо многократно сократились многие предприятия машиностроения. Однако, в то же время резко возросла потребность в специалистах по компьютерным технологиям. Поэтому я считаю, что усиленное внимание, уделяемое ректоратом развитию компьютерной подготовки, создание в связи с этим прекрасно оборудованного центра, совершенно правильным. При подготовке студентов технического профиля, на мой взгляд, важно, чтобы процесс приобретения знаний способствовал выработке у студента качеств, которые помогут ему найти своё место в жизни в условиях рыночной экономики: системности, конкретности и креативности мышления; активности; ответственности и организованности; целеустремлённости; жизненной стойкости; коммуникабельности; гражданственности и др. Но главное для нас как технического вуза, да и для государства в целом— это, на мой взгляд, возвращение Украине утраченных позиций промышленно развитой страны. И возможности для этого не утрачены, так как научный потенциал нашего государства еще достаточно большой.
На снимках: ректор ХПИ Михаил Федорович Семко и Владимир Клепиков (60-е годы); занятия со студентами кафедры АЭМС ведет профессор В.Б. Клепиков.