Валентину Рябоштану было присуждено ІІ место во Всеукраинском конкурсе
студенческих научных работ (см. «Политехник» от 28 августа 2019 г. ). Сейчас он
готовится поступать в аспирантуру и поделился с нами своими размышлениями о
пройденном в университете пути.
Как и многие другие ребята, я в 11 лет не получил письмо из школы волшебства
и чародейства «Хогвартс», но это еще не означало, что никаких чудес в жизни не
будет. Однако я каким-то непостижимым образом оказался на кафедре
«Материаловедение». Попал, как «котенок, в хорошие руки».
А дело было так: еще со школы я играл в КВН и довольно успешно, но не думал,
конечно, что свяжу с этим жизнь. Не зная конечной цели, я и не мог выбрать
какую-то конкретную специальность. Нам предлагали море профориентационной
информации, а плавать не учили. Просто бросали туда и все. Как неокрепшие умы
должны выбрать свою судьбу, не имея понятия, из чего выбирают? Я доверился
случаю, и мне повезло.
Первые два курса оказались переосмыслением всей школьной программы. Я узнал
много нового о том, что мы, казалось бы, учили в школе. Мне, наконец-то, начали
отвечать на вопрос «Зачем мы это учим? Где это пригодится?» не просто
словосочетанием «в жизни». А значит и у знаний, которые мы получали, стал
чувствоваться вес! В этом было самое главное отличие университета от школы. Ну,
и, конечно, пары вместо уроков. 3 пары с 8.30 мне казались сказкой, по сравнению
с 8 уроками с 8.00. Причем в школе это могло быть 6, а то и 8 разных предметов!
Так что в целом я был очень доволен новым учебным заведением. Смущало только то,
что я все еще не знал, кем я буду. Кто такой инженер-материаловед? Даже
программа «Вступ до спеціальності» не отвечала на этот вопрос. Я знал только,
что тот, на кого я учусь, это инженер очень широкого профиля. Я так друзьям и
отвечал.
На третьем курсе у меня появились предметы «Нанотехнологии» и «Просвечивающая
электронная микроскопия». Первый вызвал во мне такой же интерес, как и химия с
физикой в школе. Я чувствовал желание познавать ради самого познания, а второй…
Однажды на паре мой преподаватель сказал: «Оператор электронного микроскопа –
очень важная, ответственная и высокооплачиваемая профессия. Один снимок стоит
порядка 10 долларов, а для полного исследования нужно минимум 10 снимков. А
профессионал мог бы провести исследование за 7… но сказать, что сделал 10». А в
голове у меня, кроме голоса профессора, прозвучал и мой голос: «Вот оно! Я хочу
заниматься именно этим!» В смысле, не коррупцией, а электронной микроскопией.
Если без шуток, это очень сложное, но увлекательное занятие – исследовать
структуру металла по эффектам, которые наблюдаются после прохождения электрона
сквозь него. Моя первая диссертация будет посвящена этому!
Как я уже говорил, мне повезло – сова все-таки принесла мне письмо. Попав
случайно на эту специальность в частности и в наш университет в целом, я нашел и
волшебство студенческих лет, и свое призвание. И даже если однажды мои с ХПИ
пути разойдутся, я буду уделять время тому, чтобы научить плавать следующие
поколения в этом океане под названием «Выбор профессии».