В 30-х годах в СССР сложились две научные школы в области тракторостроения – в МВТУ им. Н.Э. Баумана и в Харьковском механико-машиностроительном институте. Московскую школу тракторостроителей основал и возглавил выдающийся ученый и инженер Михаил Константинович Кристи (1890–1965), лауреат Сталинской премии 1946 года. Московская школа занималась проблемами создания и усовершенствования трансмиссий и механизмов поворота гусеничных машин. Наиболее яркие представители этой школы, ученики М.К. Кристи внесли огромный вклад в развитие отечественного тракторостроения и танкостроения. Это – К.А. Талу, Е.И. Магидович, М.А. Кретнес, Н.А. Забавников, В.И. Красненьков, Б.А. Пылов, В.И. Стрелдедов, Ю.И. Лебедев, В.Н. Наумов, Е.Г. Юдин. Усилиями этих ученых в трансмиссиях гусеничных машин получили широкое распространение планетарные передачи и гидропередачи.
Научную школу тракторостроения в Харькове основал выдающийся ученый в области теории трактора Михаил Иванович Медведев (1893–1964), академик ВАСХНИЛ.
Если московская школа занималась в основном разработкой новых схем и механизмов трансмиссий гусеничных машин, то Харьковская школа сосредоточила свое внимание на разработке новых систем подрессоривания тракторов. К харьковской школе тракторостроителей можно отнести учеников М.И. Медведева – А.В. Рославцева, Г.Н. Шепеленко, М.Н. Коденко, Д.М. Митропана, В.Р. Мандрыку, В.И. Мироненко, А.Д. Артюшенко. В трудах этих ученых получила свое дальнейшее развитие теория гусеничных машин. Несомненной заслугой М.И. Медведева были открытие наряду с основной специальностью «Тракторы и автомобили» второй специальности – «Колесные и гусеничные машины», которая в 1972 году выделилась в отдельную кафедру. В последние годы перечень научных направлений кафедры значительно расширился. Этому способствовало избрание на должность заведующего кафедрой профессора В.Б. Самородова, защищавшего докторскую диссертацию на кафедре колесных и гусеничных машин, известного в стране специалиста в области теории движения гусеничных машин и одного из основоположников теории синтеза трансмиссий гусеничных машин.
Серьезный импульс на кафедре получила автомобильная тематика, связанная с открытием новой специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Этому способствовал также приход на кафедру профессора Е.М. Гецовича, известного представителя отечественной научной школы автомобилистов, созданной профессором А.Б. Гредескулом.
Сейчас кафедра уверенно смотрит в будущее. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, существенные положительные сдвиги произошли в ОАО «Харьковский тракторный завод им. С.Орджоникидзе» – основном потребителе выпускников кафедры и заказчике научной продукции. Во-вторых, на кафедре появилась инициативная и талантливая молодежь, владеющая современными научными технологиями и привлекаемая к учебному процессу. Думаю, что через несколько лет кафедра станет одной из лидирующих в нашем университете.