Сегодня одна из главных задач всех образовательных заведений – привлечение
потенциальных потребителей образования. Для этого важно знать, какие факторы
влияют на выбор абитуриентами учебного заведения, что они ожидают от вуза.
Учебным заведениям интересны мотивы и поведение потенциальных студентов, и они
по разным причинам решаются на них влиять. Сделать этот процесс более
эффективным поможет маркетинг, и его особенность в учреждениях образования –
постоянная забота об удовлетворении потребностей учащихся и активное
формирование их потребностей. Безусловно, маркетинговая концепция управления
поведением абитуриентов – это одна из составляющих стратегической концепции
управления учебным заведением, т. к. рынок образования развивается, усиливается
конкуренция между вузами и растут требования со стороны абитуриентов.
Стоит обратить внимание на то, что выделяет абитуриента из массы, что делает
его личностью с ее собственными требованиями и мотивами. Маркетинговые
специалисты должны знать, как потенциальный абитуриент приходит к решению выбора
образовательного заведения, анализ какой информации он при этом осуществляет,
какие параметры оказывают влияние на его решение (не только в процессе обучения,
а до и после него).
Мы, студенты-менеджеры группы КИТ-105 кафедры «Распределенные информационные
системы и облачные технологии», провели собственное маркетинговое исследование
запросов и предпочтений абитуриентов. В качестве инструмента исследования мы
совместно с Лабораторией прикладных социологических исследований кафедры
социологии и политологии НТУ «ХПИ» разработали анкету «Исследование запросов и
предпочтений потенциальных потребителей образовательных услуг». Эта анкета
включает вопросы, ответы на которые помогут в дальнейшем нашей кафедре и вузу в
целом услышать потенциальных студентов, понять их желания, исправить свои
ошибки, предложить что-то новое.
Несколько слов необходимо сказать о практической стороне реализации нашего
исследования. Качество инструментария и уровень технологий, используемых в любом
исследовании, важнейший фактор качества получаемых результатов исследования, и
их усовершенствование позволяет вывести исследование на новый уровень и во
многом определяет глубину решения проблемы.
Естественно, что на кафедре облачных технологий именно эти технологии были
заложены в основу реализации проекта. С использованием облачных технологий для
маркетинга появляются принципиально новые возможности в масштабах и глубине
исследования, поскольку информация для этих исследований собирается в разных
местах и в различное время. Для доступа к регистрации в базе данных и анкете
абитуриента нами была использована концепция BYOD (Bring Your Own Device –
дословно «принеси свой собственный девайс»), которая предоставляет возможность
доступа к облачным ресурсам с помощью мобильных устройств.
В День открытых дверей НТУ «ХПИ» 11 ноября 2018 года абитуриентам было
предложено ответить на вопросы нашей анкеты. В опросе согласились поучаствовать
около 80 гостей – будущих студентов. Благодаря анкете и интересному общению с
педагогами некоторые абитуриенты серьезно заинтересовались нашей кафедрой. Чтобы
не потерять с ними связь, мы дополнительно разработали анкету для регистрации в
базе данных абитуриентов НТУ «ХПИ». В ней абитуриенты указывали адрес своей
электронной почты и номера телефонов. Для установления тесных контактов с этими
абитуриентами кафедра будет рассылать им приглашения на праздничные мероприятия,
концерты, спортивные соревнования и мастер-классы. Уже разослано первое такое
письмо с приглашением на концерт, посвященный Дню студентов во Дворце студентов
НТУ «ХПИ» и уже получены первые отклики абитуриентов. Это значит, что наша
работа сделана не зря. По результатам регистрации в базе абитуриентов НТУ «ХПИ»
также работает обратная связь, с помощью которой будущие студенты могут получать
консультации и ответы на присылаемые вопросы.
Быстрые изменения в мире заставляют вуз ориентироваться на рынок труда и
запросы потребителей образовательных услуг. Поэтому выявление предпочтений
абитуриентов, их ожиданий от НТУ «ХПИ» представляется весьма актуальным. Анализ
результатов опроса показывает, что большая часть абитуриентов – выпускники школ,
лицеев, гимназий. В меньшинстве – работающие люди, выпускники техникумов и
колледжей. Львиная доля поступающих – парни, девушки же проявляли к нам меньший
интерес. Подавляющее большинство – в возрасте 17–22 лет. Каждый второй
абитуриент – житель Харькова, каждый седьмой – из других городов, но эти
результаты можно объяснить плохими погодными условиями в День открытых дверей.
Больше всего абитуриентов выбирают технические специальности, что неудивительно,
ведь университет технический. Второе и третье места по числу таких выборов за
экономическими и IT-специальностями. Главными мотиваторами выбора специальности
являются наличие способностей к ней, престижность специальности и ее
востребованность, немногим важны рекомендации родителей. А малозначимыми, на
взгляд абитуриентов, являются рекомендации друзей. Практически все опрашиваемые
предполагают учиться на бюджетной основе (95%), 90% – на очной форме обучения,
10% – на заочной. Для большей части поступающих в высшее учебное заведение цель
обучения – получить качественное образование и стать специалистом в выбранной
сфере. Однако в процессе анализа результатов опроса выявлены некоторые различия
в выборе специальности, в мотивах и целях обучения в группах по специальностям,
социально-демографическим признакам.
Из вышесказанного делаем вывод: маркетинговые исследования запросов и
предпочтений являются достаточно большими по объёму и сложными по процедуре
обработки информации. Мы планируем проводить эти исследования регулярно,
разрабатывая новые анкеты для сбора более точной информации.
Мы благодарим кафедры факультета КИТ, кафедру социологии и политологии и
кафедру экономики и маркетинга, которые оказали активное содействие в проведении
нашего исследования. Хотелось бы, чтобы и Приемная комиссия более активно
подключилась к нашим исследованиям, ведь база абитуриентов НТУ «ХПИ», которую мы
формируем, существенно облегчает налаживание контактов с будущими студентами.
Дарина Копыца, Дарья Желтова, Ярослава Федоренко, Регина Гудкова –
студенты-менеджеры группы КИТ-105;
Геннадий Кожевников, научный руководитель, доцент кафедры «Распределенные
информационные системы и облачные технологии»