О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Абитуриент, облачные технологии и маркетинг


[Дарина Копыца, Дарья Желтова, Ярослава Федоренко, Регина Гудкова]
#2-3 от 14.02.2019

Сегодня одна из главных задач всех образовательных заведений – привлечение потенциальных потребителей образования. Для этого важно знать, какие факторы влияют на выбор абитуриентами учебного заведения, что они ожидают от вуза. Учебным заведениям интересны мотивы и поведение потенциальных студентов, и они по разным причинам решаются на них влиять. Сделать этот процесс более эффективным поможет маркетинг, и его особенность в учреждениях образования – постоянная забота об удовлетворении потребностей учащихся и активное формирование их потребностей. Безусловно, маркетинговая концепция управления поведением абитуриентов – это одна из составляющих стратегической концепции управления учебным заведением, т. к. рынок образования развивается, усиливается конкуренция между вузами и растут требования со стороны абитуриентов.

Стоит обратить внимание на то, что выделяет абитуриента из массы, что делает его личностью с ее собственными требованиями и мотивами. Маркетинговые специалисты должны знать, как потенциальный абитуриент приходит к решению выбора образовательного заведения, анализ какой информации он при этом осуществляет, какие параметры оказывают влияние на его решение (не только в процессе обучения, а до и после него).

Мы, студенты-менеджеры группы КИТ-105 кафедры «Распределенные информационные системы и облачные технологии», провели собственное маркетинговое исследование запросов и предпочтений абитуриентов. В качестве инструмента исследования мы совместно с Лабораторией прикладных социологических исследований кафедры социологии и политологии НТУ «ХПИ» разработали анкету «Исследование запросов и предпочтений потенциальных потребителей образовательных услуг». Эта анкета включает вопросы, ответы на которые помогут в дальнейшем нашей кафедре и вузу в целом услышать потенциальных студентов, понять их желания, исправить свои ошибки, предложить что-то новое.

Несколько слов необходимо сказать о практической стороне реализации нашего исследования. Качество инструментария и уровень технологий, используемых в любом исследовании, важнейший фактор качества получаемых результатов исследования, и их усовершенствование позволяет вывести исследование на новый уровень и во многом определяет глубину решения проблемы.

Естественно, что на кафедре облачных технологий именно эти технологии были заложены в основу реализации проекта. С использованием облачных технологий для маркетинга появляются принципиально новые возможности в масштабах и глубине исследования, поскольку информация для этих исследований собирается в разных местах и в различное время. Для доступа к регистрации в базе данных и анкете абитуриента нами была использована концепция BYOD (Bring Your Own Device – дословно «принеси свой собственный девайс»), которая предоставляет возможность доступа к облачным ресурсам с помощью мобильных устройств.

В День открытых дверей НТУ «ХПИ» 11 ноября 2018 года абитуриентам было предложено ответить на вопросы нашей анкеты. В опросе согласились поучаствовать около 80 гостей – будущих студентов. Благодаря анкете и интересному общению с педагогами некоторые абитуриенты серьезно заинтересовались нашей кафедрой. Чтобы не потерять с ними связь, мы дополнительно разработали анкету для регистрации в базе данных абитуриентов НТУ «ХПИ». В ней абитуриенты указывали адрес своей электронной почты и номера телефонов. Для установления тесных контактов с этими абитуриентами кафедра будет рассылать им приглашения на праздничные мероприятия, концерты, спортивные соревнования и мастер-классы. Уже разослано первое такое письмо с приглашением на концерт, посвященный Дню студентов во Дворце студентов НТУ «ХПИ» и уже получены первые отклики абитуриентов. Это значит, что наша работа сделана не зря. По результатам регистрации в базе абитуриентов НТУ «ХПИ» также работает обратная связь, с помощью которой будущие студенты могут получать консультации и ответы на присылаемые вопросы.

Быстрые изменения в мире заставляют вуз ориентироваться на рынок труда и запросы потребителей образовательных услуг. Поэтому выявление предпочтений абитуриентов, их ожиданий от НТУ «ХПИ» представляется весьма актуальным. Анализ результатов опроса показывает, что большая часть абитуриентов – выпускники школ, лицеев, гимназий. В меньшинстве – работающие люди, выпускники техникумов и колледжей. Львиная доля поступающих – парни, девушки же проявляли к нам меньший интерес. Подавляющее большинство – в возрасте 17–22 лет. Каждый второй абитуриент – житель Харькова, каждый седьмой – из других городов, но эти результаты можно объяснить плохими погодными условиями в День открытых дверей. Больше всего абитуриентов выбирают технические специальности, что неудивительно, ведь университет технический. Второе и третье места по числу таких выборов за экономическими и IT-специальностями. Главными мотиваторами выбора специальности являются наличие способностей к ней, престижность специальности и ее востребованность, немногим важны рекомендации родителей. А малозначимыми, на взгляд абитуриентов, являются рекомендации друзей. Практически все опрашиваемые предполагают учиться на бюджетной основе (95%), 90% – на очной форме обучения, 10% – на заочной. Для большей части поступающих в высшее учебное заведение цель обучения – получить качественное образование и стать специалистом в выбранной сфере. Однако в процессе анализа результатов опроса выявлены некоторые различия в выборе специальности, в мотивах и целях обучения в группах по специальностям, социально-демографическим признакам.

Из вышесказанного делаем вывод: маркетинговые исследования запросов и предпочтений являются достаточно большими по объёму и сложными по процедуре обработки информации. Мы планируем проводить эти исследования регулярно, разрабатывая новые анкеты для сбора более точной информации.

Мы благодарим кафедры факультета КИТ, кафедру социологии и политологии и кафедру экономики и маркетинга, которые оказали активное содействие в проведении нашего исследования. Хотелось бы, чтобы и Приемная комиссия более активно подключилась к нашим исследованиям, ведь база абитуриентов НТУ «ХПИ», которую мы формируем, существенно облегчает налаживание контактов с будущими студентами.

Дарина Копыца, Дарья Желтова, Ярослава Федоренко, Регина Гудкова – студенты-менеджеры группы КИТ-105;
Геннадий Кожевников, научный руководитель, доцент кафедры «Распределенные информационные системы и облачные технологии»

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2019


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет