Как можно на нескольких страницах рассказать о НЕМ – таком великом и
самобытном? Побывать во всех временах, заглянуть в глаза десяткам тысяч ДСовцев
всех поколений, пролистать тысячи сценариев, просмотреть миллион фотографий? Да
просто обойти его, и то не получится – что ни шаг, то история. Можно только
постоять на крыльце или посидеть – как вам удобнее!
Построили мы Дом. С табличкою на нём:
«Вот Дом, где зажигаются сердца!».
Но вышел под конец совсем не дом – Дворец.
С крылечком золотым, как у дворца.
Первыми поднимаются на «золотое крыльцо» наши Зодчие – студенты 50-х (они же
его и построили!). Это молодые активисты Владимир Зубарь, Анатолий Грабченко,
Владимир Клепиков, Анатолий Бойко, Леонид Товажнянский, Виктор Коваленко, Игорь
Остапчук и тысячи тех, кто разбирал завалы в разрушенном здании, считавшемся
заминированным. «С утра до ночи выносили обгоревшее оружие, фрагменты перекрытий
и стен. Вскоре возле здания образовались «терриконы». Как вывезти? – везде
отказ» (В. П. Зубарь).
«Возникает идея – позвонить в механизированную колонну и дать задание от
имени руководителя района. Сказано – сделано. На следующий день на стройку
прибыла техника, целая колонна самосвалов, погрузчики. К трем часам дня
территория стройплощадки смотрелась как танцплощадка» (А. И. Грабченко).
Проект реконструкции был уже готов, когда вышел запрет на строительство
учреждений культуры (приоритетным было строительство жилья в полуразрушенном
Харькове). Ректор М. Ф. Семко с командой активистов пробивал на всех уровнях
разрешение, назвав объект «Фабрика-кухня» или «Серый корпус» студгородка
«Гигант». И пробил!
«Был организован «Штаб стройки». Студенты и преподаватели работали с
неиссякаемым энтузиазмом – уж очень хотелось поскорее получить свой Дом» (нач.
штаба стройки В. П. Зубарь). Пять лет политехники наравне со строителями
возводили «Дом студента» и, наконец, 13 марта 1963 года красная ленточка была
перерезана!
На золотом крыльце расположились все,
не королевских – шутовских кровей!
Насочиняли всласть, каким ДСу стать –
проект один другого веселей.
На ступенях началось столпотворение. Тысячи талантливых политехников ринулись
в обретенный дом. Хоровой, танцевальный, оркестр народных инструментов –
массовые коллективы, скромно называвшиеся «кружками», вошли в свои классы.
КВНщики, «Театр чтеца» и знаменитый «Драмкружок», дававший спектакли на сцене
театра им. А. Пушкина, вышли на сцену большого и малого залов. Это поколение
дало профессиональному искусству режиссеров театра Татьяну Седых, Владимира
Гольдштейна, Якова Кренделя; кинорежиссера Валерия Харченко,
писателей-сценаристов Артура Вишневецкого и Аркадия Инина.
И мы, закрыв глаза, летим по этажам,
поймав за хвост жар-птицу без хвоста.
Нарисовав лицо, что нам Марсель Марсо
показывал однажды у крыльца…
60-е – времена «оттепели» и больших перемен, когда физики спорили с лириками:
«Нужна ли в космосе ветка сирени?». На «Золотое Крыльцо» ДСа вбегают
раскрепощенные и талантливые, ломающие рамки жанров и создающие новое.
|
Театр Артура Вишневецкого с Народным
артистом СССР Аркадием Райкиным. |
|
Приоткроем двери? Вон – в закутке танцевального зала колдуют над странным
прибором первые участники «Студии светоживописи». Что это такое? Загляните в
американский справочник «Кто есть кто в мире», найдите фамилию Правдюк и
узнайте, что он изобрел уникальный светодинамический прибор «Латерна», который
выставлен в музее современного искусства (штат Нью-Джерси, США), основав новый
жанр «динамическая цветомузыка».
А в коридоре на полу сидит лохматый улыбчивый человек, пьет кофе из «ДCовской
кафешки» и что-то быстро рассказывает по-французски троим братьям Фокиным и
Гарри Черняховскому, а они – ему. Это Марсель Марсо – великий мим. Может,
рождается замысел гениальной «Луны»? («Вот американцы только собираются, а
харьковский Политех уже прибрал ее к рукам», – говорили на показе в Колонном
зале Столицы). Или постановка «Жизнь студенческая»? «Пашут», отрабатывая
пластику, не ведая, что Володя Фокин станет известным кинорежиссером («Сыщик»,
«ТАСС уполномочен заявить» и др.), а Гарри Черняховский – телережиссером (проект
«Вокруг смеха»).
А на съемочной площадке киностудии «ХПИ-фильм» – важный ритуал: ее основатель
– легендарный Владимир Зубарь – передает свое детище в руки Аркадия Фаустова –
уникального самородка, поднявшего студию на фантастически профессиональный
уровень вместе с несколькими поколениями своих воспитанников, ставших
соратниками. Это В. Малинов, А. Моргулис, В. Столбовой, В. Финкель, С.
Перетятченко и еще 50 студийцев разных поколений.
Они делали профессиональное кино, брали призы на фестивалях, их знаменитые
фильмы «Показывайте – нам интересно», «Спасатель», «Дорога познания»,
«Увлеченные»; мультфильмы «Новый маршрут», «Арлекино» интересны и сегодня. В
профессиональное кино ушли оператор Ю. Бродский, актриса Л. Полехина.
Телережиссеры и продюсеры А. Голубчик, Л. Перетятченко создали в 90-х в подвалах
киностудии известную украинскую телекомпанию «Приват TV». И как итог – «наши
люди в Голливуде!» Известный аниматор Ирина Борисова и лауреат двух «Оскаров»
Евгений Мамут покорили Америку.
Смотрите – на «золотое крыльцо» взбегает Народный артист Украины, дирижер
Александр Литвинов. К нему присоединяются студенты – их все больше и больше. А
инструментов нет… Идея создания студенческого симфонического оркестра на грани
срыва! Помочь может только чудо – и оно свершается! 27 декабря на счету ХПИ
остаются 100 000 рублей. В обход всех препон молодые управленцы Л. Товажнянский
и Ю. Файнер летят в столицу, где успевают подобрать комплект инструментов для
большого симфонического, провести платеж, упаковать, погрузить комплект в
самолет и вернуться в Харьков. Вся «операция» заняла одни сутки. «Сегодня, когда
звучит «Неоконченная симфония» Шуберта – первое произведение, исполненное
«Студенческим симфоническим» – я вспоминаю бессонные ночи репетиций, радость
триумфальных выступлений и удивительную новогоднюю историю его создания» (В.
Зубарь).
Толпы первокурсников стоят у Дворца студентов – конечно, не на крыльце – они
заполонили всю площадь! 30 августа 1965 года по инициативе Володи Клепикова
комитет комсомола совместно с ДС проводит первый праздник «Посвящение в
студенты».
«Ректор М. Ф. Семко зажигает огонь в «Чаше знаний», старшекурсники зажигают
от него факелы и вручают первокурсникам. Начинается движение колонны от арки
«Гиганта» вниз по Пушкинской. Тротуары заполнены харьковчанами. Я иду впереди, и
перед поворотом на Иванова, оглянувшись, вижу то, что запомнил на всю жизнь:
бесконечно длинная, живая, огненная река!.. Когда колонна пришла на центральную
площадь города, уже стемнело, но в свете факелов были видны взволнованные лица
первокурсников, произносивших: «Клянемся! Клянемся! Клянемся!..» (В. Б.
Клепиков).
Этот уникальный праздник стал ритуалом и проходит уже более 50 лет. Политех
был первым, и до сих пор наше «Посвящение в студенты» – зрелище «вселенского»
масштаба! Приходите, если пробьетесь – увидите!
На золотом крыльце не уместились все:
«Агиттеатр», ВИА, новый СТЭМ…
Ребята у крыльца! Вперед, на штурм Дворца!
Искусство сочиняйте без проблем!
70-е… Отвергая «время застоя», на штурм Дворца вслед за ВИА «Солярис»,
созданного студентом Николаем Волчуковым, ринулись толпы зрителей. «Веселая
песня для нас не цель, а средство вовлечения молодых в круг образов и проблем»
(Н. Волчуков).
«Успех был грандиозным. Билеты – на вес золота. Записи на радио и TV,
публикации в прессе.
Однажды между двумя концертами я вышел перекусить и не смог вернуться
обратно. Вход заблокировала милиция, а попытки пробиться через толпу поклонников
были тщетны. Из телефона-автомата я дозвонился вахтеру, который впустил меня
через черный вход» (солист ВИА Анатолий Мороз). В 77-м Алла Пугачева пригласила
«Солярис» к сотрудничеству. Кто-то выбрал шоу-бизнес, а Волчуков и Мороз – свой
Политех.
Штурмовали зрители и знаменитую «Юморину», выросшую из СТЭМа и агиттеатра
«Публицист», созданных худруком Борисом Гуниным (ныне директор драмтеатра) и
Павлом Поповым. Второкурсник Саша Иванов (рост 1.90) пролез на «Юморину» через
форточку и попал прямо в «эпицентр» – стал ее организатором.
Были аншлаги и на спектаклях театра «Политехник», созданного в 1973 году
Заслуженным артистом Валентиной Сухаревой и удивительным Владимиром Розеном.
Спектакли «ХПИ – любовь моя», «Сон в летнюю ночь», «Бравый солдат Ярослав Гашек»
и другие 47 были поставлены за 25 лет работы театра. От поколения к поколению
передаются цитаты из цикла «Так говорил Розен»: «Идет репетиция спектакля
«Проводим эксперимент». В зал тихо пробирается Славик Сокольский, который в этом
спектакле не занят. Не поворачивая головы, Владимир Давыдович говорит:
– Сокольский! На сцену!
Очумевший Славик выходит на сцену и спрашивает:
– Владимир Давыдович, а кто я?
– Э-э-э-э-э-э… Вы? Гамлет! Сиречь ГамлЕт! Когда Вы будете знать текст?
– Так ведь это не Шекспир?!
– Все равно переписывайте!
Сотни талантливых политехников считают Театр своей семьей. Ведущие актёры
Виталий Бондарев и Сергей Плотников стали впоследствии заслуженными артистами.
Участники ансамбля «Украина» поднялись на крыльцо ДСа в 1974 году. Их позвала
Заслуженная артистка Узбекистана Галима Закирова. Её шедевры «Пшеница золотая»,
«Лебёдушки», «Ветер войны» продержались в репертуаре коллектива более 20 лет, а
знаменитый «шоколадный» гопак, названный так ведущими хореографами Украины, под
крики «Браво» танцуют нынешние участники ансамбля.
Здесь счастье и уют, фантазии дают
запить живою ключевой водой.
Она бьёт из ключей от комнат без дверей,
где пляшут и поют наперебой.
|
В. П. Зубарь и Н. А. Холодова. |
|
80-е – сиреневое время рассвета. На ступенях Дворца – команда молодых,
креативных, «безбашенных» специалистов во главе с Александром Тишининым.
«Нарушители покоя» – так обозвала нас культовый вахтёр Елена Лаврентьевна. А как
было его не нарушить, не взорвать, если грянул 1983-й – год 20-летия Дворца
студентов! «Сердца все слиты воедино» – многие ДСовцы хранят этот плакат с
пожеланиями и подписями, а у меня есть пригласительный, который в разложенном
виде превращался в цифру XX. Мы готовили праздник полгода, обрели друзей среди
«стариков», коротко познакомились с руководителями коллективов – в общем, стали
«своими».
В день юбилея ДС гудел с 12.00 до 24.00. В большом и малом залах, в классах
проходили спектакли, концерты, встречи, а вечером на сцену вышли «ветераны»
50–60 гг. с «Капустником». Забитый от пола до потолка зал стонал от смеха и
восторга – так «зажигали» А. Фаустов, В. Зубарь, Т. Шведова, В. Канцель, Д.
Большуткин и другие великие ДСовцы.
«Дворцу студентов 20 лет, Дворцу студентов 20 лет!
А нам с тобой давно уже не 20…
Но в мире нас счастливей нет, но в мире нас моложе нет –
Нам с юностью вовеки не расстаться!» (Н. Волчуков).
– Знаете, – сказал мне В. П. Зубарь, – я не верил, когда мы собрались в
первый раз. Каждый с проблемами, семьёй, авоськами – думал, не получится…
Память сердца не подвела – они были моложе себя молодых. Танцевали, пели и
так носились по сцене, что казалось – взлетят! Это был настоящий праздничный
фейерверк, с которого стартовала наша команда, и которым мы гордимся и по сей
день.
Фантазий не жалей, в «Фонтаны» воду лей,
сюда подвесим голубой рояль!
Огромный хор поет джаз-рок наоборот,
и музыка прозрачна как вуаль...
Камерным хором в 80-х руководил Заслуженный деятель искусств Александр
Петросян. Уникальный по тем временам репертуар – от Гершвина до духовной музыки
и уникальное звучание – семиголосие в «Порги и Бесс» и «DiesIrae», и
беспредельная самоотдача Мастера.
Николай Волчуков создал свой второй суперпроект – «Интернациональная группа
«Единство». Успешный продюсер, гениальный мелодист (песни «Идут года»,
«Студенческий билет», «Талисман») собрал иностранных студентов (Куба, Колумбия,
Венгрия) и талантливых вокалисток сестёр Бяльских и Стеценко, Анатолия Мороза и
Владимира Горбунова и вывел группу на профессиональный уровень. От зала ДСа – до
огромного стадиона, где в 1985 году «Единство» пела на закрытии XII Всемирного
фестиваля молодёжи и студентов свои знаменитые «Песни протеста». Они стояли в
центре «фестивальной ромашки», их слушала вся страна!
«Мы получали невероятный духовный заряд от всего что делали – будь это
обычная репетиция или престижный конкурс. Николай Павлович умел правильно
распорядиться дарованием каждого – и это ещё одна грань его необыкновенного
таланта. «Единство» было нашей семьёй, настоящим счастьем» (солистка Ирина
Бяльская).
Успешно работали все «коллективы-семидесятники», оркестр народных
инструментов, духовой – 15 звёзд разной величины, к которым мы добавили Ансамбль
бального танца «Элегия» (руководитель Заслуженный деятель искусств Алексей
Литвинов), театр комедии «Витражи» (руководитель Наталья Холодова) и
переформатированный театр «Публицист» (руководитель Анна Онищенко) со
знаменитыми спектаклями «Диктатура совести», «Все судьбы – в единую»…
Наша команда состояла сплошь из режиссеров, что породило «театральный бум»
80-х.
Смотри, этаж без стен. Здесь не одна – сто сцен,
актёров – тыща, миллион актрис!
Театры всех мастей зовут своих гостей,
а режиссёры носятся «на бис»!
Пять первоклассных театров различной эстетики – от классики до авангарда,
более десятка театральных студий факультетов: «Инфаркт» (инфиз), «УПК» (физтех),
«Диапазон», «Команда-85» (АП), «Фонарь» (машфак). Мы шутили и не шутили на
«грани фола», успешно осваивая эзопов язык. Наверное, именно поэтому
Международный фестиваль «Антреприза-89» проходил у нас. Весь Дворец на неделю
превратился в «Театр театров», где молодёжные коллективы Польши, Армении,
Венгрии, Молдавии давали спектакли, избалованное столичное жюри восторгалось
праздниками Открытия и Закрытия фестиваля, а спектакль «Мой бедный Сосо
Джугашвили» театра «Витражи» получил Гран-при «За лучший спектакль».
В середине 80-х знаменитая «Юморина» разрослась до декады смеха, поэтому
оргкомитет во главе с бессменным Сашей Ивановым провел десятую юбилейную
«Юморину» и потрясающий «Ретро концерт», на который прибыли столичные «короли
смеха»: главный редактор TV проекта «Весёлые ребята» Андрей Кнышев, бард –
юморист Леонид Сергеев и «наш» писатель Аркадий Инин. Поверьте, это было
фантастически здорово!
Тогда мы ещё не понимали масштаба трансформаций Дворца, который вышел на
качественно новый виток развития – в цепочке «институт – Дворец» появилось звено
«город». Проводя городские и областные мероприятия, мы стали активно включать в
программу ведущие коллективы ДСа, а «город», видя наш уровень, выбрал ДС для
реализации совместных проектов: рок-фестивали, праздники «Город молодых»,
«Студенческий Вавилон» и многие другие составили ему славу Лучшего.
«Опасайтесь пиков и вершин в жизни и творчестве», – сказал Мудрец.
Вряд ли мы были повинны в падении Союза, который рухнул, погребя под руинами
наш Дворец студентов. Институт выживал. Сокращение штатов, депрессия. Дворец
студентов с гулкими коридорами, закрытыми классами и опустевшим крыльцом, стоял
как «заколдованный замок». Как сказал кто-то из «стариков-восьмидесятников»:
«Может, поэтому он и уцелел».
Всё изменилось в 1999-ом, когда ректором стал Л. Л. Товажнянский, который за
годы кризиса изболелся душой за поверженный ДС. К 2003-му были созданы ансамбли
скрипачей «Экспромт», баянистов «Полифония», а общеинститутские праздники
засияли ярким оформлением и достойными номерами. «Вдохните жизнь во Дворец», –
просил Ректор.
Окончательно чары с «заколдованного замка» пали в 2008-ом, когда ДС возглавил
один из лучших специалистов Харькова, имеющий 20-летний стаж в качестве
директора крупнейшего центра культуры ДК ХТЗ – Анатолий Федорович Марущенко. Как
по волшебству, менее чем за полгода, слетелись под крыло ХПИ лучшие
профессионалы города. Во Дворец вернулись «старики» и воссоздали утраченные
коллективы: главный юморист Политеха Александр Иванов – СТЭМ, солистка группы
«Единство» Галина Стеценко – «Интернациональный клуб», воспитанники А. Петросяна
80-х Володя Гущин и Юля Паршина восстановили Камерный хор.
И сложился разновозрастной, талантливый, эффективно работающий коллектив.
«Наиболее плодотворными для Дворца стали 2009–2010-е годы, когда шла подготовка
к празднованию 125-летия университета, и мы сумели восстановить его
материально-техническую базу. Главным режиссером Натальей Холодовой был написан
сценарий и осуществлена постановка уникального проекта «Путешествие в Обратно»,
после просмотра которого ректор Харьковского национального университета искусств
профессор Т. Веркина сказала, что «каждого второго исполнителя (а их было более
200), она приняла бы в вуз без экзаменов» (проректор Ю. Д. Сакара).
«Гости университета восторженно рукоплещут и отказываются верить, что перед
ними непрофессиональные артисты – приходится показывать студенческие билеты.
Теперь Дворец студентов и его творческие коллективы – яркая визитная карточка
НТУ «ХПИ», солисты и ансамбли становятся лауреатами престижных фестивалей,
украшают своими номерами праздники Харькова. Незабываемым событием стал
концерт-спектакль «Путешествие в Обратно», 20 раз показанный на сцене ДСа и в
других городах. Это апофеоз любви к родному Политеху, воплощенный на высочайшем
художественном и исполнительском уровне» (Почетный ректор НТУ «ХПИ» Л. Л.
Товажнянский).
На золотом крыльце перемешались все:
вон бабушка твоя, а там сестра,
А вот и мой отец, – нашелся, наконец!
С гитарой в джинсах мы – два близнеца!
Вот оно и грянуло 50-летие Дворца студентов.
А хотите знать, как праздновался наш Юбилей? Он гремел целых полтора месяца,
потому что ДСовцы всех времён и поколений хотели приехать, примчаться, обнять,
зарыдать, захохотать, выйти на сцену и выдать! И знаете – они таки явились! Из
Прибалтики, Германии, Канады, США и всей Украины, чтобы устроить Фестиваль «И
вновь сердца все слиты воедино» из 12 грандиозных праздников. Один из них –
«Встречи у Фонтана» – вечер поколений 70–80-х длился аж 5 часов! «Гиннес»
отдыхает, а им показалось мало…
На Юбилее мы поняли: ДСовцы – это поколение по вертикали: им от 17 до 90. Да,
лет, годков, годочков, которые они не то, что не считают – не принимают! Ну,
какое отношение имеют эти странные цифирьки к их сияющим улыбкам, горящим глазам
и юным голосам?!
Выйти и выдать, чтоб зал встал – и зал вставал! И плакал, и пел вместе с ними
песни их политехнической юности: «Ах, как сердце загрустило…» – хор 50-х, «Мир
не прост, совсем не прост…» – группа «Солярис» 70-х, «Мой родной, мой земной,
мой кружащийся шар…» – группа «Единство» 80-х. Зал стонал и хохотал над
миниатюрой «Маманя». И пускался в пляс… (это мы уже загнули, ну, пусть будет).
Да! Зал! Пускался! В пляс!
А знаете кто эти люди сегодня? Это ученые с мировыми именами – Владимир
Борисович Клепиков и Анатолий Иванович Грабченко, Анатолий Владимирович Бойко и
другие. Это звёзды мирового пространства, политехники, судьбой которых стала
вторая профессия, полученная в ДС. Мы не будем сейчас перечислять всех –
приходите во Дворец – прочтёте их имена на «Аллее звёзд».
А знаете, сколько всего сделано ДСовцами за 50 лет! Сколько шедевров создано!
Сколько стран покорено! Какие награды получены! А какие люди творили великую
историю Дворца студентов! Ах, какие люди!
Приходите в ДС, пройдите по «Юбилейной дороге творчества» и всё-всё узнаете!
А ещё у нас есть «Стена света». Там парят белокрылые птицы. Они несут на
своих крыльях светлые лики тех, кто ушёл, оставив вечный свет любви в душах
многих политехников…
Вон Творчества река из крана натекла.
Директор с пароходом тут как тут.
Артисты, авантаж! Оркестр, на абордаж!
Эй, рулевой – через Париж на Голливуд!
Вот они стоят, на «золотом крыльце» Дворца студентов, как на капитанском
мостике – его «директора-капитаны», лучшие из лучших, отдавшие Дворцу себя, ибо
каждый из них на вопрос: «Что для вас Дворец студентов?», отвечал: «Это моя
жизнь».
Александр Чудновский – Первый, Шестидесятник, Атлант:
«Потомки! Если надо снова
Я вновь готов себя отдать –
Не ради Славы или Слова,
Не ради блеска и удач…»
Лидия Петросян, Лариса Гурина – директрисы, умевшие по-женски наводить
порядок и создавать Праздник.
А это – Александр Тишинин – восьмидесятник. Мечтатель. Поэт. Хозяин. «Палыч»
– любовно называли его сотрудники, «наш Тиша» – студенты.
А вот семидесятники – Анатолий Долгарев и Константин Шердиц. Привели во
Дворец лучших специалистов города и прославили его знаменитыми творческими
вечерами с деятелями искусств страны.
Анатолий Федорович Марущенко: директор-двухтысячник. Заядлый КВНщик и любимец
студентов. Добрый, умный, толерантный. Главный оптимист Дворца. Его девиз: «ДС
ждёт прекрасное будущее!»
Всякий, кто видел Капитана, понимает – большой корабль, на большой воде, в
бесконечном плавании – дело тяжелое. Но какое счастливое!
Эй, парень, заходи, ждёт Вечность впереди,
и девушка – веснушки на лице.
Здесь верные друзья и здесь солгать нельзя
на солнечном, на золотом крыльце.
О сегодняшнем Дворце студентов можно сказать языком цифр: 24 творческих
коллектива и клуба по интересам, 7 из которых носят высокое звание «Народный
художественный коллектив Украины», более 600 участников, около 150 мероприятий в
год и 80 тысяч зрителей. А можно иначе: все классы, расширители, фойе,
пространство под лестницей и на лестницах заполнены поющими, сочиняющими,
танцующими, хохочущими счастливчиками, которым удалось попасть во Дворец
сегодня, ведь столько же стоит у крыльца в очереди на «завтра». Потому, что
хотят быть лучшими, стать вровень с такими ДСовцами, как: чемпионы мира «Клуб
спортивного рок-н-ролла «Сенат»» (руководитель С. Ляшенко) и Ансамбль бального и
спортивного танца «Триумф» (И. Балагула); как лауреаты фестивалей в Италии,
Греции, Румынии, Германии, Ирландии и проч., и проч. Студенческий камерный хор
(Ф. Сокол, М. Сидоров), Вокал-бэнд «Сузір’я» (Е. Апарина), Ансамбль скрипачей
«Экспромт» (Н. Чистякова), Инструментальный фолк-бэнд «Отакої» (П. Смирнов),
Цирковая студия «Бенефис» (Л. Калашников), Хит-театр «Мой проект» (А. Апарин),
Эстрадный ансамбль SMBand (Г. Зуб), Ансамбль народного танца «Украина» (Е.
Смирнова) и др.
Университет активно поддерживает наших общих воспитанников. Заведующие
кафедрами, деканы, проректоры создают все условия для эстетического развития
политехников. И, конечно, главный опекун ДСа – это ректор НТУ «ХПИ» Евгений
Иванович Сокол: – Моя личная история взаимоотношений с Дворцом студентов
разделена на 2 периода. Первый – студенчество, когда «пробивался» на встречи с
выдающимися деятелями искусств, занимаясь общественной работой, участвовал в
студенческих вечерах – особенно новогодних. Поскольку они проводились
пофакультетно, то Новый год я праздновал две недели. И, конечно, я горжусь
дружбой с Николаем Волчуковым, создателем культовых групп «Солярис» и
«Единство», вокалистами Ириной и Анатолием Морозом – авторами нашего гимна
«Инженерный вальс».
С начала 2000-х, уже в должности проректора, я всеми силами способствовал
возрождению Дворца – ведь наши студенты должны иметь все возможности для
духовного и эстетического развития. Как ректор, я поставил перед собой задачу
полного обновления здания – реконструкции фасада, танцевального и выставочного
залов, ремонта классов и укрепления материально-технической базы. С гордостью
могу сказать, что активно реализую свою программу: одним из первых финансовых
документов, подписанных мной в должности ректора, был счет на приобретение
сценических световых приборов для сцены, осуществлен ремонт кровли и
танцевального зала Дворца студентов.
Я люблю приходить сюда, подниматься по ступеням и открывать дверь в особый
мир – самоотдачи и поиска. Я безмерно уважаю этих талантливых людей, передающих
студентам своё мастерство и опыт, восхищаюсь тем, как быстро робкие
первокурсники становятся профессиональными артистами, знаю их имена, я слежу за
их ростом и помогаю им. Горжусь нашим великолепным «Посвящением в студенты»,
демонстрирующим всю мощь НТУ «ХПИ», не скрываю слёз на ритуале «День Победы», с
гордостью возглавляю колонну на «Параде магистров», затаив дыхание смотрю
юбилейные спектакли «Путешествие в Обратно», «Большая перемена», которые
заставляют переживать эмоции такой глубины и силы, что остаются в душе навсегда.
Думаю, так рассказать о нашем родном Политехе могут только влюблённые в него
люди».
– Политех выбирает лучших, – говорит в спектакле «Большая перемена» студентка
Полина Волчукова, – и они отдают ему свои жизни, а что взамен?
– Дело, поиск, смысл, любовь. Главное – любовь!
Политех любит вас, ДСовцы! И вместе с вами уверенно строит наше общее Завтра.
(Ректор НТУ «ХПИ», профессор Е. И. Сокол).
Как в сказочном ларце, в Студенческом Дворце
мы собираемся полвека по весне.
Нам всем по двадцать лет, в душе пылает свет –
святой свечи на золотом крыльце.
Дворец студентов – это команда единомышленников. Но есть в ней особые люди, у
которых тяжелая прекрасная миссия – сочинять Праздники. На «золотые ступени»
Дворца поднимается Постановочная группа. Это зам. директора Пётр Смирнов, худрук
Светлана Польшина, режиссер Инга Белых, завпост Виктор Кабашный, наше «видео и
графика» Александр Иванов, костюмер Зоя Лямина.
Когда плачет площадь, на которой более 1500 политехников, когда над залом
плывет стон восторга, когда абсолютную тишину вдруг взрывают аплодисменты, а в
финале зал встает – это дорогого стоит. Наши праздники исполняются на самой
высокой ноте – Вдохновения и Любви!
А вон там, у дверей (чтоб удобней было бегать), что-то сочиняет Главный
режиссер – автор этих строк и многих других, что стали стихами, песнями,
сценариями, по которым осуществлены постановки. Это я – Наталья Холодова, и
привела меня в Политех сама Судьба.
Судите сами: моими преподавателями режиссуры во ХГИКе были пятидесятники –
лидеры художественного творчества Политеха Владимир Гольдштейн и Татьяна Седых.
Коллегами по постановочной группе Города – режиссеры-политехники Яков Крендель,
Валерий Котляров, Владимир Грицкий. Придя в ХПИ, я очень скоро разгадала его
загадку: если ты сюда попал – то ты «попал»… Я пыталась удрать на TV, сбежать в
Академию культуры, уйти в «свободное плавание», но Политех не отпускал.
И я «задержалась». На 35 лет…
Потому что в Политехе работает магический закон – «Закон сохранения
молодости», что означает поиск, развитие и вечное движение. И невозможно сойти с
дистанции, когда всё становится родным. Очень часто с другой стороны улицы
(страны, континента) мне кричат:
– Здравствуйте, Наталья Алексеевна! Узнаёте?
– Конечно! Юра Агеев – СТЭМ, Адик Пшеничнер – «Силуэт», Саша Моросовский –
«Публицист», Таня Денисова – «Витражи» – 80-е! Даша Сизикова, Сергей Губин –
«Политехник» – 90-е! Дима Городов, Александр Сахацкий – «Актёрская школа», Алёна
Шевченко – «Сузір’я» – 2000-е! И еще… И еще… Всех не перечесть, потому что их
тысячи – самых лучших и любимых.
– Спасибо Вам, что помните!
– И вам спасибо! И вам! И вам!
И тебе, Дворец студентов, наш Праздник, который всегда…
У нашего Крыльца начала и конца
не будет, потому что не найдут!
Мы, глядя на свечу, сидим плечом к плечу
и ждём, когда на сцену позовут…
На золотом крыльце, на золотом крыльце,
На золотом… На золотом…
На золотом…
Наталья Холодова, художественный руководитель (1982–1993), режиссер театра
комедии «Витражи» (1982–1997), главный режиссер Дворца студентов с 1998 г.