Як уже повідомлялося в газеті „Політехнік”, у травні 2005 року в нашому університеті відзначається 75-річчя інженерно-фізичного факультету. Цій події вже було присвячено кілька публікацій, де відображені різні сторони історії та сьогодення І факультету. В цьому випуску газети, яка виходить напередодні ювілею, ми поздоровляємо колектив Інженерно-фізичного факультету зі святом та знайомимо читачів з новими матеріалами з історії та сьогодення факультету .
Краткий очерк истории
В 1930 г. в Харьковском механико-машиностроительном институте (ХММИ) открыт Физико-механический (после окончания Великой Отечественной войны – Инженерно-физический) факультет для подготовки специалистов в областях металлофизики и динамики машин. Первым заведующим специальностями факультета был назначен академик К.Д. Вальтер, выдающийся ученый-физик. Первым деканом – профессор В.И. Блох, крупный специалист в области теории упругости и сопротивления материалов. В определении содержания специальности динамики машин участвовали: профессор И.М. Бабаков, который с 1925 г. возглавлял кафедру «Теоретическая механика»; профессор В.М. Майзель, известный ученый в области механики и математики; профессор Я.М. Бланк, ученый в области математики и математической физики; инженер А.С. Вольмир, впоследствии доктор технических наук, профессор, труды которого в области механики получили мировое признание.
В 1935 году состоялся первый выпуск на физико-механическом факультете (43 чел.). С 1936 г. кафедрой «Динамика и прочность машин» заведовал профессор В.М. Майзель, выдающийся ученый, автор многотомной математической энциклопедии для инженеров, ряда книг по термоупругости и экспериментальным методам исследований. В период, когда Харьков был столицей Украины, профессор В.М. Майзель входил в правительство Украины, в 1936 г. был избран членом-корреспондентом АН Украины, умер в годы Великой Отечественной войны в эвакуации на Урале.
В 1939 году факультет перестал быть отдельной структурой Харьковского Механико-машиностроительного института. Однако, и в 1940 – 1941 учебном году, специальности «Динамика машин» и «Физика металлов» в институте сохранились. Благодаря усилиям руководства ХММИ (директор Ф.Г. Кокорин и зам. директора И.М. Бабаков) они продолжили свое существование на автотракторном и металлургическом факультетах, соответственно. Специальностью „Динамика машин” заведовали профессор И.М. Бабаков – известный ученый, автор уникального учебника по теории колебаний; профессор В.И. Блох – известный ученый в области теории упругости, автор фундаментального учебника по теории упругости.
В 1946 году, после вынужденного перерыва в годы войны и возвращения ХММИ из г. Красноуфимска, по инициативе профессора И.М. Бабакова были вновь восстановлены специальности «Динамика машин» и «Физика металлов». Послевоенный ускоренный набор был организован за счет приема студентов на 3-й курс. Заведующим специальностью «Динамика машин» стал профессор И.М. Бабаков, который в это время был заместителем директора ХММИ по учебной работе и заведующим кафедрой «Теоретическая механика». Им начата систематическая работа по созданию кафедр, учебных планов специальностей и восстановлению Физмеха. К этой работе профессор И.М. Бабаков привлек к. т. н. А.В. Дабагяна, доцента Ю.И. Долгина, доцента Л.И. Штейнвольфа, профессора В.И. Блоха, члена-корреспондента АН профессора Н.И. Ахиезера.
В 1948 году в ХММИ образована кафедра «Динамика и прочность машин», которой с конца 1948 по 1960 годы заведовал профессор А.П. Филиппов, известный ученый в области теоретической и прикладной механики, академик НАН Украины.
В 1949 году в структуре ХММИ уже официально был восстановлен физико-механический факультет, но уже с новым названием – Инженерно-физический. Основу факультета создали специальные кафедры: «Динамика и прочность машин», «Физика металлов». Сюда же вошли и общие кафедры: «Теоретическая механика», которой заведовал профессор И.М. Бабаков, «Теоретическая и математическая физика», которой со времени ее организации в ХММИ в 1941 году заведовал член-корр. Академии наук, профессор Н.И. Ахиезер. Позже в состав факультета вошла кафедра «Общая физика», которой с 1962 года заведовал доцент В.А. Базакуца.
С 1953 года на Инженерно-физическом факультете кафедрой «Физика металлов» заведовал профессор Л.С. Палатник, выдающийся ученый в области физики, создатель научной школы по физике тонких пленок.
С 1960 по 1992 годы кафедрой «Динамика и прочность машин» заведовал профессор С.И. Богомолов, впоследствии дважды лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники. С 1992 г. кафедрой заведует профессор Г.И. Львов.
В 1964 году на факультете создана кафедра «Автоматическое управление движением», на которой стали готовить инженеров по специальности «Динамика полета и управления». Организатором специальности и первым заведующим кафедрой был профессор А.В. Дабагян.
С 1965 года на факультете по инициативе кафедры «Динамика и прочность машин» начал издаваться Республиканский Научно-технический сборник «Динамика и прочность машин», восстановивший традицию, начатую в 30-е годы выпуском рукописного научно-технического журнала «Физмеховец».
|
На снимке: кафедра автоматизированного управления движением. 70-е годы. Среди них в первом ряду доцент Э.А. Пикур (слева направо), профессоры А.С. Куценко, А.В. Горелый, П.М. Гладкий, А.В. Дабагян, В.П. Аврамов, доценты В.М. Ермоленко, Л.В. Шипулина. Во втором ряду доцент Ю.А. Фролов, профессор Н.Г. Киреев (шестой и седьмой слева). В третьем ряду профессор В.А. Гужва (слева), доцент Г.Н. Сердюкова, профессор В.Л. Лисицкий (четвертый слева), доцент Э.Г. Чайка (седьмой слева), профессор Ю.Т. Костенко (справа). | |
До 1973 года структура факультета изменялась за счет открытия новых специальностей и кафедр: «Автоматическое управление движением», которой со времени ее организации в 1964 году заведовал профессор А.В. Дабагян, «Инженерная электрофизика», которой заведовал доцент И.В. Белый, «Теоретическая и экспериментальная физика», которой со времени ее создания в 1972 году заведует профессор В.М. Косевич.
В 1973 году путем отделения ряда кафедр из состава факультета в ХПИ образован новый физико-технический факультет. В его создании большая роль принадлежит профессорам Л.С. Палатнику, Б.Т. Бойко, В.М. Косевичу. Первым деканом физико-технического факультета назначен профессор Б.Т. Бойко, затем факультет возглавлял профессор А.И. Ильинский, потом вновь профессор Б.Т. Бойко, а в настоящее время – профессор С.М. Космачев. Все они – выпускники инженерно-физического факультета, известные своими научными трудами в области физики металлов и физики тонких пленок.
С 1973 года структура факультета вновь стала заметно изменяться за счет расширения состава кафедр и открытия новых специальностей.
В 1977 году на базе ранее открытой на кафедре АУД профессором А.В. Дабагяном новой специальности «Автоматизированные системы управления» (АСУ) была создана отдельная кафедра с одноименным названием. На вновь образованную кафедру АСУ перешли заведующий кафедрой профессор А.В. Дабагян и часть преподавательского состава кафедры АУД. С этого времени до 1990 года на Инженерно-физическом факультете кафедрой АСУ заведовали профессор А.В. Дабагян, а с 1990 года – профессор М.Д. Годлевский, выпускник факультета по специальности динамики полета и управления.
С 1977 года в связи с образованием кафедры «Автоматизированные системы управления» (АСУ) подготовку специалистов по динамике полета и управления продолжили на инженерно-физическом факультете, на кафедре, переименованной как «Прикладная математика». Заведовать этой кафедрой стал профессор Е.Г. Голоскоков. В 1981 году кафедре возвратили ее прежнее название – «Автоматическое управление движением» (АУД), переименовав кафедру «Теоретическая и математическая физика» в кафедру прикладной математики. Наряду с подготовкой специалистов по динамике полета и управления, на кафедре АУД начата подготовка к открытию новых специальностей по прикладной математике и информатике. В последующем кафедра была переименована в кафедру «Системы и процессы управления».
С 1978 года в структуру инженерно-физического факультета вошла кафедра «Сопротивление материалов», которую возглавил доцент В.В. Бортовой – выпускник инженерно-физического факультета по специальности «Динамика и прочность машин», кандидат технических наук.
В 1984 году создана кафедра «Техническая кибернетика», организатором и первым ее заведующим стал Ю.Т. Костенко, который начал свою научно-педагогическую деятельность в ХПИ на инженерно-физическом факультете, как аспирант, старший преподаватель и доцент на кафедре АУД, а в дальнейшем стал проректором по учебной работе, ректором института. В последующем эта кафедра была переименована в кафедру «Системный анализ и управление». В 1991 году на факультете профессором Л.Н. Ивиным была создана кафедра менеджмента, на базе которой в 1995 году в университете был организован Экономический факультет, а в 1997 г. – кафедра «Экономическая кибернетика и маркетинговый менеджмент», организатором и первым заведующим которой стал профессор В.Я. Заруба – выпускник инженерно-физического факультета по специальности АУД, доктор экономических наук. В 1999 году на инженерно-физическом факультете образована кафедра «Деловой иностранный язык», которую возглавила доцент А.Г. Бадан, кандидат филологических наук. В рамках инженерно-физического факультета профессором А.И. Любиевым, заведующим кафедрой «Физическое воспитание», организована подготовка специалистов в области физического воспитания и спорта.
На кафедре «Динамика и прочность машин» проводилась подготовка к открытию новой специальности в области информационных технологий проектирования. Одновременно с изменениями в подготовке специалистов на базовых кафедрах на факультете создавались новые кафедры. В 2000 году образованы кафедры: «Педагогика и психология управления социальными системами», созданная профессором А.Г. Романовским, проректором университета; «Стратегическое управление», организатором и первым заведующим которой стал профессор И.В. Кононенко, доктор технических наук.
В январе 2001 года путем выделения ряда кафедр из состава инженерно-физического факультета в университете был образован новый факультет – информатики и управления. Первым его деканом стал профессор В.Г. Баженов, который с 1967 по 2000 годы работал на инженерно-физическом факультете – сначала на кафедре «Автоматическое управление движением», затем на кафедре «Автоматизированные системы управления», а с 1991 года по 2001 год возглавлял инженерно-физический факультет.
Деканом инженерно-физического факультета в 2001 году стал Д.В. Бреславский, выпускник факультета по специальности «Динамика и прочность машин», доктор технических наук. В структуру факультета вошли следующие кафедры: «Динамика и прочность машин» (заведующий Г.И. Львов, профессор, доктор технических наук); «Системы и процессы управления» (заведующий Е.Г. Голоскоков, профессор, доктор технических наук); «Сопротивление материалов» (заведующий профессор В.В. Бортовой, а с 2003 года – В.И. Лавинский, профессор, доктор технических наук); «Теоретическая механика» (заведующий О.К. Морачковский, профессор, доктор технических наук) и «Прикладная математика» (заведующая Л.В. Курпа, профессор, доктор технических наук).
В 2002 году на факультете образована новая кафедра «Гидродинамика и тепломассообмен», которую возглавил профессор Ю.М. Мацевитый, выпускник факультета по специальности «Динамика и прочность машин», доктор технических наук, академик НАН Украины, директор Института проблем машиностроения им. А.Н. Подгорного НАН Украины.
В настоящее время на кафедрах факультета ведется обучение студентов по пяти специальностям – «Динамика и прочность», «Информационные технологии проектирования», «Прикладная математика», «Информатика и гидроаэродинамика», работает аспирантура.