|
Прошла страшная для всего Мира война, и люди начали строить мирную жизнь. Но прав был Э. Ремарк: «Не так страшна война, как страшно послевоенное похмелье». Мало кто знает, что до войны в безмерном увлечении поиском так называемых «врагов народа» людям дворянского происхождения не разрешалось заканчивать даже 10 классов средней школы. Таких людей называли «лишенцами», т. е. лишенными всех гражданских прав. Они не имели права жить, а после войны, если такой человек оставался в оккупации, ему присваивали еще один «титул» – «немецкая овчарка». Эти два клейма делали невозможным выживание, но выжить было необходимо, ибо у героя нашего рассказа были на руках двое детей и старушка мать. Ко всем бедам этот человек был, а вернее, была красивой женщиной с чудным голосом, прекрасно игравшей на рояле и, самое главное, талантливой журналисткой. Профессор Художественного института П. М. Супонин написал в свое время два портрета нашей героини.
В 1946 г. Елена Чернай поступила в Харьковский театральный институт на журналистское отделение; на потоке их было 12 человек, а на актерском, включая будущую настоящую звезду кинематографа Леонида Быкова, училось всего 9 человек. Окончив театральный институт в 1951 г., наша героиня устроилась на работу в редакцию газеты «Ленинские кадры» (ныне «Политехник») Харьковского политехнического института. Какое надо было иметь редакторское мужество, чтобы взять на работу в идеологический центр, кузницу лучших инженеров страны, «лишенку», классового врага, да еще и «немецкую овчарку». Но знал Елену Александровну редактор Иван Демьянович Прокопченко очень хорошо, знал, что она талантлива, умеет так подать материал, что «многотиражкой» зачитывались не только политехники. В свое время она брала интервью у людей знаменитых, именами которых называли улицы в Харькове, Киеве и др. городах Украины: Ландау, Мещанинов, Вальтер, Шалимов и многие другие. Работая в ХПИ, Елена Александровна не считалась его сотрудником, ей платили зарплату из так называемого «безлюдного фонда». А на руках у нее было двое мальчишек и старушка мама, владевшая, между прочим, тремя иностранными языками. Голодали мы страшно, а тут еще ввели плату за обучение в школе, правда, ненадолго. Как выжила семья – до сих пор непонятно.
Контингент студентов в ХПИ после войны был специфичен – в основном, ребята в линялых гимнастерках, впрочем, как и преподаватели. Но было весело, так весело, ведь радовались всему – что остались живы, что есть гороховый суп, а самое главное, что можно вдосталь учиться. Учились все, в том числе будущие преподаватели. Юрий Игнатьевич Погорелов, много лет возглавлявший научно-исследовательскую часть (НИЧ) ХПИ, вспоминал, как свою первую работу в институте, навешивание сорванных взрывом дверей. Наша героиня писала о людях, работавших в ХПИ, которые рвались к знаниям, ведь контингент был, в основном, деревенский, а надо было быстро выходить на мировые рубежи современной науки. С этой задачей Политех справился.
В этот период Елена Александровна работала очень плодотворно: писала повести, рассказы, очерки об интересных людях, подмечая в них интересные черты, невидные на первый взгляд. Впоследствии, во время работы на харьковском телевидении, ей удалось сделать несколько передач об интересных личностях Украины.
Одна из последних ее работ – повесть об оккупации немцами Харькова в 1941–1943 гг. «Ночь в 641 день», написанная по собственным дневникам военного времени. Режиссер Д. Лавриненко, кстати, бывший политехник, снял по этой повести замечательный фильм, который стал лауреатом 12 кинематографических конкурсов, имеет множество наград, как отечественных, так и зарубежных. Фильм очень полюбился зрителям, которые смотрят его уже более 10 лет и благодарны авторам за правду о жутких военных подробностях жизни наших харьковчан.
Наш родной ХПИ и по сей день является замечательной «кузницей кадров», средоточием талантливых людей, несмотря ни на какие общественно-политические перемены и потрясения. Елена Александровна Чернай, внучка первого профессора НТУ «ХПИ», химика Николая Александровича Черная, всегда смеялась над своими «негараздами», мужеством своим заражая всех окружающих.
Такой помнит ее бывший многолетний редактор газеты университета Л. А. Белякова, с которой крепко дружила Елена Александровна долгие годы, и другие харьковские журналисты.
Светлая ей память!
Валерий Чернай, сын Е. А. Чернай.
Редакция «Политехника» посвящает эту публикацию журналистам, делавшим газету на заре ее истории.