Взглянем на стипендию по-другому…

[В. Бурега, В. Василенко]
#17 от 28.09.2017

В спектре мер по реформированию высшей школы в Украине особое место заняло введение нового порядка стипендиального обеспечения студентов. Это потребовало значительных усилий руководства университета, факультетов, а также участия представителей органов студенческого самоуправления. Однако результаты такой огромной работы неоднозначно восприняты теми, кого непосредственно касается этот новый порядок, как дополнительный стимул для повышения качества подготовки специалистов в вузе.

Складывается впечатление, что многие участники учебно-воспитательного процесса в нашем университете не совсем четко понимают ситуацию, сомневаются в действенности влияния новых подходов к стипендиальному обеспечению на качество учебной работы студентов, их готовности к реальной конкуренции и т. п.

Мы провели социологический опрос, результаты которого и приводим далее.

Было опрошено 400 студентов І–V курсов бюджетной и контрактной форм обучения, в том числе по 80 студентов каждого направления обучения, по одной группе с каждого курса. Эти студенты обучаются по технической, химической, экономической, гуманитарной и IT специальностям. Академическую стипендию получают 45% опрошенных студентов (по итогам зимней сессии), 7% – социальную и 48% – не получают стипендию.

Выяснилось, что большинство студентов знают о новом порядке начисления стипендии, причем, более половины из них ознакомились с ним самостоятельно или при помощи одногруппников и друзей.

Всего лишь 12% респондентов ознакомил с новыми правилами начисления стипендий куратор, 7% – декан, 6% – заместитель декана, еще 3% студентов проинформировал заведующий кафедрой, а 5% опрошенных не были ознакомлены с новыми правилами вообще.

Кроме того, почти половина респондентов скорее разобрались и еще 21% полностью разобрались в новом порядке начисления стипендии. Но следует отметить, что четверть опрошенных студентов все еще не разобрались в новых правилах стипендиального обеспечения.

Таким образом, студенты достаточно осведомлены о новой системе начисления стипендий, но не разобрались в ней в полной мере.

Одной из задач исследования была необходимость выяснить отношение студентов к новому порядку начисления стипендии. В результате анализа полученных данных можно сказать, что более половины опрошенных студентов (52%) недовольны новым порядком, и лишь 6% респондентов полностью довольны новыми правилами. Еще 19% респондентов затрудняются ответить на этот вопрос.

Абсолютно справедливыми новые правила начисления стипендии в НТУ «ХПИ» считают всего лишь 10% студентов, 13% опрошенных считают их скорее справедливыми, чем нет, и 54% считают их несправедливыми, 23% затрудняются ответить на этот вопрос.

Если основной целью нового порядка начисления стипендии является мотивация улучшения успеваемости, то всего 37% студентов будут стараться улучшить свои результаты, тогда как 63% студентов совершенно не мотивированы к улучшению успеваемости. При изучении вопроса стремления к улучшению успеваемости при отсутствии стипендии, мнения студентов разделились почти поровну: 44% студентов будут стараться улучшить свои результаты, а 42% респондентов не считают нужным стремиться к улучшению успеваемости, и 14% еще не определили своего отношения к этому вопросу.

Таким образом, главными мотивами получения стипендии для студентов являются потребность в деньгах, стремление получать стипендию и получение знаний по специальности.

По мнению студентов, основными факторами, влияющими на стремление получать более высокие оценки по изучаемым дисциплинам, являются: необходимость получения знаний по специальности (58%), личная мотивация (51%) и стремление получать стипендию (40%). В то же время желание поступить в аспирантуру и заниматься научной деятельностью, чувство ответственности перед преподавателями и родителями являются наименее значимыми мотивами для улучшения успеваемости.

Основными факторами, влияющими на начисление стипендии, большинство опрошенных студентов считают: высокий балл успеваемости (более 90 баллов), число студентов, обучающихся на специальности и специализации, участие в НИРС и научных конференциях. Эти факторы студенты считают важными критериями при начислении стипендии, в то время как участие в культурно-массовых мероприятиях, наличие «льготников» в группе, участие в общественной жизни кафедры и факультета имеют незначительное влияние на начисление стипендии. Кроме того, при анализе результатов опроса исследователи столкнулись с ситуацией, когда на некоторых специальностях не получают стипендию с высоким расчетным средним баллом (более 90 – ІТ специальности) и наоборот, получают с достаточно низким (70 баллов – на технических специальностях). По мнению 57% студентов, необходимо начислять стипендию студентам с высокими баллами, независимо от направления обучения.

В процессе исследования был изучен вопрос о составе и функциях комиссии по начислению стипендии в НТУ «ХПИ». В результате выяснилось, что чуть более половины (51%) респондентов знают о существовании стипендиальной комиссии, а 72% студентов не знают о составе стипендиальной комиссии, что говорит о недостатке внимания к этому вопросу со стороны администрации факультетов, органов студенческого самоуправления и низкой активности самих студентов.

Выводы

1. Более половины опрошенных студентов недовольны новым стипендиальным порядком и считают новые правила начисления стипендии в НТУ «ХПИ» несправедливыми. Скорее всего, это обусловлено тем, что они не готовы к реальной конкуренции за получение стипендии. «Эффект неожиданности» связан с тем, что впервые стипендию начисляли по новому порядку, а сессия сдавалась в соответствии со старым студенческим стереотипом – «закрыть» ее, а не сдать с лучшими показателями в учебе и общественной активности.
2. Новый порядок начисления стипендии пока не выполняет своего предназначения, т. е. не стимулирует повышения успеваемости студентов.

3. Очевидно, стоит пересмотреть подходы к работе стипендиальных комиссий, избавиться от наметившихся элементов формализма, а за счет активизации деятельности входящих в их состав представителей студенчества сделать процедуру начисления стипендии более прозрачной.

4. Возможно, следует еще раз разъяснить студентам порядок начисления стипендии. Необходимо довести до их сознания, что конкурентные преимущества при получении стипендии при систематической учебной, научной и общественной работе есть у каждого с первых дней нового семестра, а не со сдачей последнего экзамена в сессию.

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет