О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

«Дракон» – удача студенческого театра


[Дмитрий Черных, зав. сектором НТБ НТУ «ХПИ»]
#10-11 от 22.05.2017

Все мы что-то слышали о пьесе Шварца «Дракон», написанной более 70 лет назад и запрещённой после генеральной репетиции в 1944-м году. Но настоящее произведение искусства рано или поздно находит своего читателя, слушателя, зрителя (фильм Марка Захарова, например).

Студенческий театр «Политехник» обратился к знаменитой пьесе на втором году своего существования, это третья его постановка. Безусловно, очень смелый шаг молодого коллектива под руководством режиссёра Александры Одокиенко.

Премьера спектакля состоялась 26, 27 марта 2017 г. Благодарности заслуживают все актеры: Глеб Шестаков (МШ-11б), Светлана Белая, Анна Семья (Э-23а), Денис Квитковый, Евгения Соколова (Э-23а), Александр Шанидзе (СГТ-35а), Анна Солонская, Михаил Клыша (КН-34г), Юлия Самарьян (ИТ-35б), Михаил Финьков (ТМ-33), Юлия Тыщук (СГТ-35а), Евгений Бутенко (БФ-75), Ирина Ионина, Дмитрий Колий (ТО-116), Мария Бородин (И-26б), Валентин Залесский (ЭМС-53б), Дарья Фаррахова, Виталий Седак (ЭМС-25у), Элина Шеянова (БФ-76Б).

На сцене – опутанная верёвочной паутиной стена, с которой смотрят три головы дракона. Гаснет свет, из темноты появляется Ланцелот (Глеб Шестаков). Это одинокий, словно заблудившийся в сложной, непонятной жизни, человек. Хорошо поставленный, мужественный голос актёра, исполняющего главную роль, по-настоящему захватывает зал.

Постепенно зрители знакомятся с основными персонажами спектакля, узнают, что у архивариуса Шарлеманя (Александр Шанидзе) есть дочь Эльза (Светлана Белая, Анна Семья), которая на следующий день должна быть отдана дракону. Традиция, когда красивейшие девушки города попадают к чудовищу в пещеру и после этого не возвращаются (говорят, что они умирают там от омерзения), существует уже 400 лет. Горожане смирились с мерзостями дракона, уже не видят в этом ничего особенного и даже благодарны ему: «Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного».

По ходу действия одно за другим проявляются обличия дракона. Его образ воплощён на сцене тремя актёрами (Михаил Финьков, Евгений Бутенко, Дмитрий Колий). При первом появлении это солдафон, требующий от людей чётких ответов и перебрасывающийся с Ланцелотом яблоками и угрозами.

Ящер меняет свой облик, принимая вид обычных людей. Однако проблема в том, что город населён людьми с «продажными, прожженными, мёртвыми, дырявыми душами» и безликими масками. В этом и состоит страшный вред многоликого чудовища: оно губит души людей.

С таким-то монстром и вступил в схватку Ланцелот. Борьба осложнена бездушием горожан, их «помощь» свелась к показу герою справки о том, что «щита и рыцарских лат на складе не оказалось, а копьё в ремонте». Двуличный бургомистр (Денис Квитковый), изображая сумасшедшего, разыгрывает целое кукольное представление. Но, всё же, у героя нашлись друзья в городе, они снабдили его настоящим оружием.

Экономными сценическими средствами удачно решена сцена схватки Ланцелота с драконом. С мечом, который передала служанка Шарлеманя (Анна Солонская), рыцарь вступает в бой. Предстающие перед ним отражения в зеркалах дают понять, что для спасения души нужно победить дракона внутри себя.

Ланцелот отрубил три головы дракона. Падение каждой сопровождалось струёй красной крови, льющейся на сцену. Голос сына бургомистра Генриха (Михаил Клыша), звучащий из репродуктора после падения каждой головы, сообщает горожанам коммюнике о сложных манёврах. Бой завершен, дракон повержен, однако на этом история не заканчивается.

Предстоит самое сложное. Нужно возродить к жизни изуродованные ящером души людей, в которых живёт свой дракон.

Новшеством постановки явился образ Фурии, воплощённый несколькими актрисами (Евгения Соколова, Юлия Самарьян, Элина Шеянова, Ирина Ионина). Этот образ стал своеобразным нервом спектакля. Являясь в моменты сомнений и душевных терзаний, Фурия, как часть внутреннего мира главных героев, требует от них правды, непростых решений и вместе с ними перерождается в светлый образ.

Финал спектакля внушает надежду. Паутина со сцены исчезает, актёры сбрасывают маски, перед зрителями предстают чистые, одухотворённые лица свободных людей.

Постановка – удача всего коллектива театра «Политехник»!

Дмитрий Черных, зав. сектором НТБ НТУ «ХПИ»

Фото автора

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет