О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Советская газовая турбина изготовлена


#9-10 от 14.04.2005

Так выглядит ротор цилиндра низкого давления осевой конденсационной турбины с длиной рабочей лопатки последней ступени 1450мм. Она разработана кафедрой турбиностроения совместно со специалистами турбинного завода ПОАТ «ХТЗ» и внедрена на турбоагрегатах К-500-60/1500 и К-1000-60/1500 мощностью 500МВт и 1млн кВт. Ее коэффициент полезного действия на 2-3 % выше образцов последних ступеней отечественных и зарубежных производителей (а. с. 527521 от 14.05.76, авторы Я.И. Шнеэ, А.В. Гаркуша, Т.И. Шведова, Ю.В. Гречаниченко и др.).

„Кадри машинобудування” - такая газета, одна из предшественниц „Политехника”, выходила в 30 - 40-е годы прошлого столетия в Харьковском механико-машиностроительном институте, одном из вузов, на которые был в те годы временно разделен ХПИ. Ветераны кафедры турбиностроения сохранили экземпляр газеты за 16 января 1941 года. Этот выпуск посвящен важнейшему в отечественном турбиностроении событию - изготовлению первой советской газовой турбины. Над ее созданием трудились вместе со специалистами Харьковского турбогенераторного завода имени Кирова и ученые кафедры турбиностроения ХММИ. Итак, в 1941 году газета «Кадри машинобудування” писала:

Харьковским турбогенераторным заводом имени Кирова изготовлена первая стационарная экспериментальная газовая турбина на высокие температурные параметры.

Над решением задачи об энергетическом использовании газов подземной газификации долгое время работал ныне покойный заслуженный профессор, доктор технических наук В.М. Маковский. В 1925 г. появилась первая работа В.М. Маковского «Опыт исследования турбин внутреннего сгорания». В этой работе проф. Маковский дал исчерпывающий анализ всем известным на то время попыткам разрешения проблемы газовой турбины и разработал свою собственную теории этого нового энергетического двигателя - газовой турбины.

Опытными исследованиями, проведенными непосредственно в лаборатории кафедры под руководством В.М. Маковского, были подтверждены принципиальные положения, заложенные в проект газовой турбины. Была сооружена камера сгорания постоянного давления, на которой была достигнута теплонапряженность в 100 млн. кал/м. куб. час. Над этим вопросом работал доцент, кандидат технических наук Ю.И. Долгин. Сооружение камеры сгорания и результаты, достигнутые на ней, решили вопрос о возможности сооружения экспериментальной установки.

Экспериментальные работы по проверке охлаждения лопаток, проведенные ассистентом кафедры т. Бубликовым Е.И. и аспирантом т. Капустником А.П., легли в основу создания охлаждаемого ротора газовой турбины.

Работа ассистента кафедры т. Левиной М.Е. по эрозии и коррозии внутренних охлаждаемых полостей при высоких давлениях подкрепила уверенность в возможности работы примененных для облопачивания марок сталей.

Работы аспиранта т. Вержбицкого И.В., т. Левиной и др. работников коллектива кафедры обосновали теоретические предпосылки и расчетные данные по сооружаемой установке.

Большую работу по конструктивному оформлению и разработке рабочих чертежей провел инженер-конструктор Широков М.С. Под руководством проф. Шнеэ Я.И.

Весь коллектив кафедры с большим подъемом и увлечением работал над созданием первого экспериментального образца газовой турбины.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет