„...Минулий рік був для групи ЕМ-21б роком напруженої і плодотворної роботи. Група зустрічає його з почуттям виконаного обов’язку: в зимову сесію 1952 року тут було 15 відмінників, у весняну – 11. Студенти цієї групи не лише добре вчаться, вони – активні громадські діячі. В першу чергу це Юрій Косяк.., який користується авторитетом і повагою не тільки в групі, але й у всьому інституті. ...Добре навчання не заважає юнакові бути активістом. Він проводить громадську роботу не лише в своїй групі, а й на курсі. Косяк працював старостою курсу, членом факультетського профбюро, а зараз працює членом комітету комсомолу. Ми, студенти, його поважаємо і цінимо за те, що до будь-якого доручення він ставиться віддано і сумлінно. Недоліки в навчанні і роботі глибоко хвилюють його, і Юрій завзято бореться за їх усунення. Завдяки Юрію, питання навчання, дисципліни і громадської роботи завжди серйозно і уважно обговорюються студентами групи... Своїми знаннями він завжди радий поділитися з товаришами: багатьом студентам він допоміг у навчанні...” – писали „Ленінські кадри” (так называлась тогда наша газета) в декабре 1952 года. Так отзывались о своем товарище студенты, с которыми первокурсник Юрий Косяк учился в нашем институте. Эти ребята вряд ли могли с уверенностью сказать, что их ожидает в будущем, кем и где будут работать. Но то, что их жизнь будет связана с турбиностроением, они знали точно…
|
Едва Харьков в далеком августе 43-го избавился от вражеской оккупации, 16-летнего Юру Косяка призвали в Красную Армию. В 147-м запасном полку он прошел курс молодого бойца, а затем воевал в составе 2-й Гвардейской танковой армии, которой командовал Г.К. Жуков. Был ординарцем у генерал-майора Веденеева, наводчиком зенитной установки СУМ-17, сбившей 8 фашистских самолетов. Победу встретил в Берлине. За подвиги, совершенные на фронте, Юрий был награжден медалью «За отвагу», орденом Славы III степени. После окончания войны Ю.Косяк продолжал служить в армии до 1950 года. Демобилизовавшись, окончил школу и поступил в Харьковский политехнический институт, в который все вступительные экзамены сдал на «отлично». До сих пор вспоминает Юрий Федорович своих бабушку и дедушку, заложивших основу хорошего воспитания и образования своего внука. На войне ему пригодилось свободное владение немецким, а позже Юрий прибавил к нему еще несколько языков.
На кафедре турбиностроения Ю.Ф. Косяк знакомится с легендарными Личностями – заведующим кафедрой, профессором Я.И. Шнеэ, будущим деканом энергомашиностроительного факультета, а затем заведующим этой кафедрой В.М. Капиносом и др. Эти люди внесли огромный вклад в развитие отечественного турбиностроения, руководили созданием уникального оборудования, не имевшего аналогов в мире. Через 5 лет молодой специалист Юрий Косяк, окончивший вуз с «отличием», приходит на работу на Харьковский турбинный завод в лабораторию паровых и газовых турбин научно-исследовательского отдела, где быстро «впитал» все достижения советского турбиностроения. «В начале 60-х на электростанциях, снабженных нашими турбинами, произошли сразу две крупные аварии, – вспоминает Юрий Федорович, – и вышестоящие инстанции собирались передать все конструкторские работы Ленинградскому металлическому заводу. Нам пришлось отстаивать свое право на самостоятельные разработки. Эти события как раз совпали с новым импульсом в развитии отечественного атомного турбиностроения». В это время Ю.Ф. Косяк работал заместителем главного конструктора завода А.Л. Шубенко-Шубина, а вскоре 34-летнего, уже опытного, инженера назначают главным конструктором турбинного завода, а затем – Генеральным конструктором по паровым и газовым турбинам. Памятна Юрию Федоровичу его встреча с 1-м секретарем ЦК Компартии Украины В.В. Щербицким. В течение двух лет Ю.Ф. Косяк был членом ЦК, участвовал в партийных съездах, пленумах.
«Мы создавали мощные турбины и были в авангарде развития атомного турбиностроения мира. Наше «детище» – турбина мощностью 1070 МВт для атомных станций, таких мы выпустили более 20 штук. Они были установлены на Южно-Украинской, Калининской, Запорожской АЭС, экспортировали их и за рубеж, например, в Болгарию. Оснастили блоки с кипящими реакторами на Смоленской, Чернобыльской АЭС, тесно сотрудничали с Игналинской АЭС, Назаровской, Экибастузской ГРЭС, на которые направляли полуторамиллионные и миллионные блоки, «пятисотки» и «миллионники». Нашими заказчиками были и Германия, и Венгрия, и Финляндия», – говорит Ю.Ф. Косяк.
Все эти годы Харьковский турбинный завод плодотворно сотрудничал с кафедрой турбиностроения ХПИ. Профессоры Я.И. Шнеэ, М.Е. Левина, В.М. Капинос, А.Ф. Слитенко, А.В. Гаркуша и др. – все они внесли большой практический вклад в отечественное турбиностроение, много сделали для профессионального роста заводских специалистов. Трое инженеров и конструкторов завода – Б.А. Аркадьев, В.П. Сухинин и Ю.Ф. Косяк защитили докторские диссертации, более 30 человек стали кандидатами наук, и многие из них благодаря тесному сотрудничеству с ХПИ. Специалисты «Турбоатома», в свою очередь, внесли большой вклад в подготовку студентов кафедры. Юрий Федорович, например, был рецензентом дипломного проекта нынешнего заведующего кафедрой турбиностроения, профессора А.В. Бойко.
После выхода на заслуженный отдых, Ю.Ф. Косяк, награжденный в мирное время орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, орденом Ленина, не расстался с заводом, он продолжает там работать научным консультантом, он по-прежнему сотрудничает с нашим университетом: «Именно на кафедре турбиностроения ХПИ появлялись новые научные разработки, например, сварные роторы, при создании которых зарубежные лицензии не использовались. Эти современные идеи 60-х–90-х воплощаются в жизнь и сегодня. По-прежнему наши турбины пользуются спросом и в Украине, и за рубежом, например, в Индии (Раджастан и Кайга). Ни одно из конструкторских решений по созданию новых турбин не обходилось без подробного обсуждения и анализа на нашей кафедре. Единение конструкторской и научной подготовки будущих инженеров позволило заводу выйти на новый уровень своего развития – для атомных станций были созданы турбины мощностью 1 млн. КВт. Это позволило Харьковскому турбинному заводу занять достойное место в мировом турбиностроении», – считает заслуженный турбостроитель.