О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

ИПМаш НАНУ: «Хотим с вами сотрудничать!»


#9-10 от 14.04.2005

На снимке (слева направо): В.И. Гнесин, В.Н. Голощапов, Ю.М. Мацевитый, А.А. Тарелин, Н.Б. Чиркин, А.Л. Шубенко.

Юрий Михайлович Мацевитый – известный ученый в области теплофизики, энергомашиностроения и моделирования тепловых процессов, академик Национальной академии наук Украины, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники Украины, признанный организатор науки, активный общественный деятель. Наша газета взяла интервью у Ю.М. Мацевитого, директора Института проблем машиностроения Национальной академии наук Украины, под началом которого в этом известном научном учреждении работают многие выпускники кафедры турбиностроения – начальники отделов, известные ученые. Сам Юрий Михайлович окончил в 1957 Харьковский политехнический институт по специальности «Динамика и прочность машин». Но его биография как ученого началась именно на кафедре турбиностроения, где он работал с 1957 по 1972 год инженером, начальником бюро, старшим инженером, старшим научным сотрудником.

– Юрий Михайлович, чем Вас, молодого инженера-механика, привлекла кафедра турбиностроения ХПИ?

– Это был очень известный в огромной стране – бывшем СССР – научный коллектив, один из ведущих в области энергетического машиностроения, коллектив энтузиастов и высоких профессионалов. Придя на кафедру молодым инженером и не имея вначале определенных намерений посвятить себя науке, я был буквально «заражен» творческой атмосферой, вовлечен в «энергетическое поле», создаваемое такими талантливыми учеными, как Яков Исидорович Шнеэ, Василий Максимович Капинос, Мария Ефремовна Левина и другие. Уже в 1959 году в серьезном журнале «Известия вузов» была опубликована в соавторстве с В.М. Капиносом моя первая научная статья, а в 1966 году, окончив заочную аспирантуру, я защитил кандидатскую диссертацию, подготовленную тоже под руководством Василия Максимовича. Это он и другие ученые кафедры турбиностроения привили мне вкус к исследованиям. Разрабатывая в кандидатской тему «Тепловое состояние охлаждаемой лопатки облолчкового типа газотурбинной установки большой мощности», я одновременно увлекся нелинейными задачами теплопроводности, которые позже легли в основу моей докторской диссертации.

– Можно сказать, что кафедра турбиностроения стала «колыбелью» Мацевитого-ученого, ведь и доктором наук Вы стали в 36 лет, что и тогда, и в наше время случается не столь часто.

– Да, я тепло вспоминаю, вернее, никогда не забываю годы своей работы в этом коллективе. Его сотрудники, увлеченные наукой, работавшие, не считаясь со временем, проводящие в ответственные периоды завершения заказов не одни сутки у стендов в лабораториях кафедры и на самих предприятиях, не были «сухарями». Остроумные, творческие люди, они умели интересно отдыхать – в институте были широко известны проводившиеся на кафедре турбиностроения вечера, их вдохновители и организаторы – Тамара Шведова, Александр Суплин, многие другие. Но, повторяю, в первую очередь, здесь царила атмосфера научного поиска, высокой ответственности.

– Как сложилась ваша научная биография в дальнейшем?

– Опыт и знания, полученные в годы работы на кафедре, в самом деле, помогли мне успешно справиться с подготовкой докторской диссертации, которую я успешно защитил в 1971 году в Институте тепло- и массообмена АН БССР. А в 1972-м директор Института проблем машиностроения Анатолий Николаевич Подгорный пригласил меня на должность заведующего отделом моделирования тепловых и механических процессов.

С 1996 года Юрий Михайлович Мацевитый возглавляет ИПМаш НАНУ. Он – автор более 300 научных работ, в том числе 10 монографий и около 80 авторских свидетельств. Ряд его работ опубликован в США, Англии, Канаде, Голландии, Италии, Франции, Германии, Финляндии, Чехии, Польше и других странах.

Научная деятельность академика НАНУ Ю.М. Мацевитого тесно связана с решением научно-технических задач на крупнейших предприятиях, таких как ОАО «Турбоатом», завод им. Малышева, ЮЖМаш, КБ «Южное», «Хартрон», НИТИП, НИИ «Шторм» и др., где при проектировании турбомашин, двигателей внутреннего сгорания и радиоэлектронной аппаратуры широко использовались разработанные им и его учениками методы и средства. Под его руководством совместно с КБ «Южное», ХАИ, НИИРИ, ХАРТРОН, НИТИП проведен ряд работ для Национального космического агентства Украины по термостабилизации космических аппаратов и их радиоэлектронных приборов.

– Сегодня, – говорит академик Ю.М. Мацевитый, – наш институт проводит ряд перспективных работ на стыке различных научных направлений. Большое внимание мы уделяем защите интересов отечественного энергомашиностроения, сохранению его производственного потенциала и конкурентоспособности. Так, мы инициировали создание научно-технического концерна «ИПМаш», региональной программы по оценке технического состояния объектов хозяйственного комплекса Харьковской области и продлению их ресурса, по которой Институт проблем машиностроения является головной организацией. На базе ИПМаша создан Аналитический центр по топливно-энергетическому комплексу, разворачиваются работы по индустриальному симбиозу, целью которых является энерго- и ресурсосбережение, а также экологическая безопасность промышленных регионов. Мы обратились в Кабинет Министров с предложением создать для научно-технического сопровождения энергетики и энергетического машиностроения Украины единый центр по типу энергетического института США EPRI. На базе ИПМаша мы можем объединить научные и проектно-конструкторские силы, энергетиков и энергостроителей. Такой центр может иметь тройное подчинение – НАНУ, Минэнерго, Минпромполитики, финансироваться из госбюджета, а также при долевом участии электростанций и энергопредприятий. В работу этого центра может внести достойный вклад и кафедра турбиностроения НТУ «ХПИ». Она имеет хороший научный потенциал и известных ученых в области тепломассообмена, газо- и аэродинамики. Я имею в виду профессоров, лауреатов Государственной премии В.М. Капиноса, А.В. Бойко, М.В. Зайцева, В.Н. Пустовалова, О.Н. Слабченко.

– Для выполнения всех этих масштабных задач Вам, очевидно, пришлось приложить немало усилий для сохранения в нынешних экономических условиях научного потенциала Института проблем машиностроения, его кадрового состава. Многие крупные отделы ИПМаша возглавляют сегодня политехники – выпускники кафедры турбиностроения…

– Да, я рад, что сегодня рядом со мной плодотворно трудятся такие известные ученые как Анатолий Алексеевич Тарелин, Виталий Исаевич Гнесин, Александр Леонидович Шубенко, Владимир Николаевич Голощапов Николай Борисович Чиркин и другие. Их я назвал поименно, как воспитанников кафедры турбиностроения НТУ «ХПИ». Они не порывают связи с учеными политехнического, а В.И. Гнесин, Н.Б. Чиркин являются еще и преподавателями кафедры турбиностроения. Благодаря таким традициям сотрудничества с высшей школой нам удается успешно решать ряд вопросов интеграции науки и образования. Так, на базе ИПМаша вместе с ННЦ «ХФТИ» и 8 ведущими харьковскими вузами создан Академический научно-образовательный комплекс «Ресурс». Совместно с НТУ «ХПИ» создана кафедра газогидромеханики и тепломассообмена – это тоже наш вклад в дело интеграции науки и образования.

К такой интеграции, я думаю можно смело отнести и наше сотрудничество с кафедрой турбиностроения НТУ «ХПИ», которая отмечает сегодня 75-летний юбилей. Хочется пожелать ей продолжения и укрепления славных традиций, новых научных свершений, большого вклада в отечественную энергетику и в подготовку современных специалистов!

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет