Проблемы высшего образования в значительной степени отражают экономические и
социальные проблемы общества, а потому их решение тесно связано с
реформированием различных областей нашей жизни. Реформа системы высшей школы
предполагает активный поиск путей преодоления различных негативных явлений. Одно
из условий разрешения противоречий высшей школы – научное исследование проблемы
академической успеваемости.
Данная проблема актуальна, так как от ее решения в значительной степени
зависит качество обучения в системе подготовки высококвалифицированных
специалистов, отвечающих современным требованиям развития общества, науки и
техники.
В связи с этим возникает необходимость выяснения причин снижения
академической успеваемости студентов, а именно – выделение факторов, влияющих на
ее показатели.
В ходе опроса необходимо было выявить основные мотивы получения студентами
высоких оценок по учебным дисциплинам, определить недостатки в организации
учебного процесса, влияющие на успешность обучения, в материально-техническом
обеспечении учебного процесса, а также в отношении преподавателей к работе, с
точки зрения студентов. Кроме того, необходимо также установить частоту и
основные причины пропусков занятий студентами.
Цифры и факты
В ходе исследования был опрошен 751 студент НТУ «ХПИ» 10 факультетов (БФ, ИТ,
ИФ, КИТ, ТОВ, ТМ, ФТ, ЭИМ, ЭМС и ЭМ). Это составляет 12,5% от общего числа
студентов 2–4 курсов дневной формы в пропорциональном соотношении. Опрошенные
студенты получают высшее образование по технической, химической, экономической,
гуманитарной и IT специальностям.
В ходе исследования было также опрошено 250 преподавателей, которые преподают
учебные курсы по 5 направлениям: математические и технические, химические,
экономические, социально-гуманитарные и IT дисциплины – по 50 преподавателей
каждого направления.
57,3% опрошенных студентов – мужчины, 42,7% – женщины. Большинство
респондентов обучаются на бюджетной основе – 71,2%, а 28,5% студентов,
участвовавших в опросе – контрактники.
Большинство студентов, принимавших участие в опросе, практически не
пропускали занятия в весеннем семестре – таких 53,1%, еще 30,1% респондентов
пропускали от 1 до 3 пар в неделю. При этом полученные данные говорят о том, что
студенты разных форм обучения (бюджет, контракт) в одинаковой степени (в %
соотношении) пропускают занятия, тогда как преподаватели считают, что чаще на
занятия не ходят студенты контрактной формы обучения.
Исследование позволило дать характеристику качественной успеваемости
студентов в весеннем семестре.
Во время последней на момент опроса (весенней) сессии только на «отлично»
успевали 8,1% студентов, 38,5% опрашиваемых студентов успевали на «хорошо» и
«отлично», 2% студентов успевали только на «хорошо». В целом показатель качества
обучения составил 48,7%.
Влияют ли на успеваемость пропуски занятий?
Всего лишь 30,3% студентов признают, что посещаемость занятий влияет на
успеваемость, остальные 69,6% не видят связи между посещаемостью занятий и
успеваемостью. В то же время 52% преподавателей считают, что пропуски занятий
очень сильно влияют на общую успеваемость студентов, а 37,6% преподавателей
говорят, что «прогулы», скорее всего, влияют на успеваемость студентов. Только
2% преподавателей не видят связи между пропусками студентами занятий и их
успеваемостью.
«На кого» ты учишься?
В вузе начинается процесс профессиональной идентификации будущего
специалиста, который выражается в его отношении к дальнейшей профессиональной
деятельности и профессиональным планам. Исследование показало, что большинство
респондентов имеют представление о будущей профессиональной деятельности и
знают, чем занимаются специалисты в избранной профессии.
Однако, почти четверть студентов, принявших участие в опросе, имеют неполное
представление об избранной специальности. Необходимо отметить, что 2% опрошенных
студентов вообще не в курсе того, чем занимаются представители данной профессии.
Результаты опроса показали, что большинство респондентов планируют по
окончании университета работать по специальности.
Стимулы, цели и недостатки
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
1. Большинство опрошенных студентов практически не пропускали занятия. Так
как опрошенные студенты допускали небольшое количество пропусков занятий,
уровень успеваемости у них достаточно высокий, две трети студентов успевают по
всем предметам и не имеют задолженностей, половина студентов учатся без «троек».
2. Основными стимулами получения студентами высоких оценок по учебным
дисциплинам являются: стремление сдать сессию в срок, желание не потерять
стипендию, стремление стать профессионалом и чувство ответственности перед
родителями.
3. Основными недостатками в организации учебного процесса, влияющими на
успеваемость, с точки зрения студентов, являются: неудобное расписание,
непродуманный подбор дисциплин по специальности, перегрузка, чрезмерное обилие
предметов и заданий по дисциплинам и несоответствие содержания профильных
дисциплин будущей практической деятельности. Кроме этого, большинство студентов
не удовлетворены содержанием и местом проведения производственной практики,
возможностями общения со специалистами-практиками и взаимодействием с
выпускающей кафедрой.
4. Среди недостатков в материально-техническом обеспечении, влияющих на
успешность обучения, с точки зрения студентов, основными являются: некомфортная
температура в учебных аудиториях, отсутствие WI-FI на территории университета,
плохая мебель в учебных аудиториях, отсутствие компьютеров и другого
(лабораторного) оборудования, необходимого для проведения занятий.
5. Главными недостатками в преподавании и отношении преподавателей к работе,
влияющими на успешность обучения, с точки зрения студентов, являются:
неинтересное, формальное изложение учебного материала, неумение преподать
излагаемый материал, завышенные требования преподавателей, которые невозможно
или очень трудно удовлетворить, необъективность преподавателей при оценке знаний
студентов и отсутствие электронных конспектов лекций.
В ходе разработки программы исследования была выдвинута гипотеза о том, что
студенты недостаточно осведомлены о сущности получаемой специальности, и это
является одной из причин снижения успеваемости. Гипотеза не подтвердилась.
Абсолютное большинство студентов хорошо представляют, чем занимаются люди
избранной ими профессии.
Предположение о том, что неудовлетворённость студентов некоторыми аспектами
вузовской подготовки (такими как недостаток электронных пособий, отсутствие
общения со специалистами-практиками, места и содержание производственной
практики и т. д.) являются факторами, влияющими на уровень успеваемости,
подтверждается в полной мере. Половина опрошенных студентов называют эти
проблемы причинами, влияющими на качество успеваемости.
Одной из гипотез исследования было предположение о том, что желание получать
более высокие оценки вызвано у студентов-бюджетников, в первую очередь,
стремлением получать более высокую стипендию, а у студентов-контрактников –
желанием работать по специальности по окончании института. В ходе исследования
гипотеза подтвердилась частично: основными стимулами получения высоких оценок
являются стремление сдать сессию в срок, чувство ответственности перед
родителями, желание стать профессионалом. Желание не потерять стипендию важно
для студентов бюджетной формы обучения.
Факторы снижения показателей успеваемости студентов НТУ «ХПИ»
В результате опроса студентов выяснены основные причины, влияющие на учебную
успеваемость:
– несоответствие содержания учебных дисциплин, как профильных, так и
общеобразовательных, будущей практической деятельности;
– неудачно составленное расписание (разные дни – разные смены, «растянутость»
небольшого предмета на семестр и т. д.);
– плохая материальная и техническая оснащенность учебных аудиторий, лабораторий,
некомфортная температура в аудиториях, отсутствие WI-FI в учебных корпусах;
– нормальное, неинтересное преподавание, незаинтересованность преподавателей в
знаниях студентов; отсутствие электронных конспектов лекций и учебников;
несправедливое отношение преподавателей к студентам.
Большинство опрошенных студентов считают, что пропуски занятий не влияют на
учебную успеваемость.
Также установлено, что основными причинами пропусков занятий студентами
являются: личные проблемы; некомфортная температура в аудиториях; необходимость
подрабатывать в связи с материальными трудностями; отсутствие интереса к
предметам; низкий уровень преподавания.
В. Василенко, ведущий инженер;
Т. Зверева, инженер І категории кафедры социологии и политологии