Мы дети галактики

[В. Мищенко, ст. преподаватель кафедры философии]
#8 от 15.04.2016

На снимках: такой собрат по Галактике встретил нас в планетарии;

Посещение Харьковского планетария – один из важных компонентов внеаудиторных занятий по философии. Ведь цель нашего курса – способствовать формированию в сознании студентов современной научной картины мира, ноосферного мировосприятия, интереса к исследованию космических технологий. 15 марта Харьковский планетарий посетили студенты двух факультетов – транспортного машиностроения и механико-технологического.

Находясь под самым куполом неба в маленькой вращающейся обсерватории, ощущая дыхание морозного неба, мы смогли представить себе впечатления учёных в 17 столетии, когда были изобретены первые телескопы. Мы почувствовали такое же восхищение лунными кратерами, которое испытал Галилео Галилей при 50-кратном увеличении небесных тел в объективе телескопа. Мы увидели Юпитер в окружении четырех спутников – Ио, Европы, Ганимеда и Каллисто. Как известно, Галилей, наблюдая то 3, то 4 звезды рядом с Юпитером, пришел к выводу, что это именно спутники, а не звёзды, и Земля не является центром мира.

После того, как мы вернулись к реалиям современного мира, окинув взором лунную поверхность в 200-кратном увеличении и сфотографировав её своими мобильными телефонами, спустились на земную поверхность, нас ждал приятный сюрприз: директор планетария Галина Васильевна Железняк пригласила нас на встречу с современными исследователями космоса, которые ожидали прибытия в наш город Клима Ивановича Чурюмова.

Клим Иванович – выдающийся отечественный учёный, которому выпали удача и честь открытия в космическом пространстве кометы Чурюмова–Герасименко в последнем десятилетии прошедшего века. Именно на эту комету впервые в истории цивилизации человечеству удалось высадить спускаемый аппарат. Клим Иванович рассказал, как ему удалось открыть новое небесное тело, как совершались полёт и поистине героическая высадка спускаемого аппарата. Космический аппарат «Розетта» стартовал 2 марта 2004 года. «Розетта» достигла кометы летом 2014 года, став первым космическим аппаратом, который вышел на орбиту кометы. Отделившийся от «Розетты» спускаемый аппарат «Филы» совершил посадку 12 ноября 2014 года. Посадка была осуществлена на сложную поверхность двуглавой кометы, вращающейся вокруг своей оси и летящей со скоростью свыше скорости пули. Сложность была и в том, как «приземлить» и удержать спускаемый аппарат на поверхности кометы, обладавшей мизерным гравитационным полем.

мы с исследователями космоса, в центре К. И. Чурюмов

В чём значение успешного научного и технологического эксперимента? Благодаря открытию Климом Ивановичем кометы, стал возможен сбор информации о том, как зарождалась и эволюционировала Солнечная система. Путешествие к комете – это путь не только в пространстве, но и во времени, ведь она хранит фактически в законсервированном виде все вещества, образовавшиеся на её поверхности 4,5 миллиарда лет назад. И для их исследования совсем не обязательно изобретать машину времени. Специалисты обнаружили на комете молекулы 16 органических соединений, четыре из которых – метилизоцианат, ацетон, пропаналь и ацетамид – ранее на кометах не встречались, а также наличие воды и атомов кислорода на южном полюсе кометы. «Розетта» также показала на ее поверхности полимерные молекулы, образовавшиеся под действием радиации. Таким образом, собраны основания для подтверждения гипотезы о космическом характере происхождения жизни.

Переполненные впечатлениями, мы покидали планетарий – космос для нас стал ощутимо ближе. Думаю, что студенты прочувствовали, какие удивительные возможности открывает специальность инженера. Мы всё чаще осознаём, что Галактика – наш дом, и что в ХХІ веке людям предстоят новые свершения в деле ее освоения.