Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодёжью всегда, а
сегодня она особенно актуальна, так как быстро изменяющиеся условия рынка труда
ведут к тому, что большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы,
некоторые из них поступают учиться и работать по специальностям, не
соответствующим их индивидуальным запросам.
Выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет собой
часть личностного самоопределения, поиск будущим специалистом своего призвания.
Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность своим делом и
положением в обществе, а также местом, занимаемым в профессиональном мире.
Сегодня большинство молодых людей стремится получить престижную профессию,
востребованную на украинском рынке труда, не задумываясь о своей
самоактуализации. В связи с этим возникает противоречие между жизненными и
профессиональными планами абитуриентов и реальными возможностями их
осуществления, а также недостаточной подготовкой выпускников школ к осознанному
выбору профессии. Кроме того, стремление общества оптимально использовать
трудовой и творческий потенциал молодёжи вступает в противоречие с недостаточной
подготовкой молодых людей к осознанному и обоснованному выбору профессии.
Выбор выпускниками школ высшего учебного заведения – задача со многими
неизвестными, от успешного решения которой зависит их будущее. Каждый школьник
понимает, что образование является в настоящее время неотъемлемой составляющей
всей его жизни. Потому в настоящее время спрос на образовательные услуги
достаточно велик.
Для составления портрета абитуриента НТУ «ХПИ» кроме определения мотивов
профессионального выбора, самооценки личных способностей, целей обучения в НТУ «ХПИ»,
необходимо было выяснить специфику выбора вуза и специальности, а также
соответствие представления об обучении в вузе реалиям университетской жизни.
Основной целью исследования является изучение процесса профессионального
самоопределения абитуриентов.
В ходе исследования было опрошено 380 студентов, из них 318 – бюджетной формы
обучения и 62 – контрактной. Выборку составили абитуриенты одиннадцати
факультетов: ИФ, ЭК, АП, ФТ, МШ, МТ, ЭМС, ИТ, БФ, КИТ, ЭМ. Сбор информации в
ходе исследования осуществлялся методом анкетного опроса.
В исследовании приняли участие 245 юношей и 135 девушек, что составляет
соответственно 64,5% и 35,5% от всего количества опрошенных первокурсников.
Большинство респондентов – 89,2% – получили до поступления в НТУ «ХПИ»
среднее образование, а 10,8% – среднее специальное образование. Кроме того,
41,3% являются жителями областных центров, 28,4% – районных центров, 17,9%
приехали из небольших городов или поселков городского типа, и еще 12,4% – из
сел.
93,2% опрошенных до поступления учились на «хорошо» и «отлично», и лишь 6,8%
были «троечниками».
Большинство респондентов (83,7%) обучаются на бюджетной основе, а 16,3% – на
контрактной.
Поступление в институт начинается с подачи документов. Здесь следует
отметить, что у 93,2% абитуриентов подача документов сложностей не вызвала. В
результате опроса студентов после первого месяца обучения получены следующие
результаты.
Основным мотивом получения высшего образования для абитуриентов с 2000 по
2015 годы является уверенность в том, что высшее образование даст возможность
лучше устроиться в жизни. С 2000 по 2015 годы в целом наблюдается устойчивая
тенденция к увеличению значимости данного мотива для респондентов (показатель
возрастал с 68,1% до 85,9%). В 2014 году он составил 78,5%, в 2015-м – 77,6%.
На протяжении всех лет исследования одним из главных мотивов поступления в
наш вуз для большинства абитуриентов являлось наличие в университете
специальности, по которой абитуриент желает получить высшее образование (63,8% в
2010 г., 57,1% – в 2012 г.). Однако в 2014 году основными мотивами выбора вуза
стали сильный состав преподавателей и мощная материально-техническая база
института. В 2015 году основным мотивом выбора вуза стал «высокий рейтинг НТУ «ХПИ»
среди других вузов города» – по этой причине в наш университет поступило 66,8%
респондентов.
Среди мотивов профессионального выбора абитуриентов 2000–2015 годов одним из
основных и стабильных является интерес к избранной специальности. Данный
показатель колеблется от 37,0% (в 2001 г.) до 56,6% (в 2010 г.). В 2014 году
61,7% студентов избрали специальность, по которой хотят получить высшее
образование, т. к. она им интересна, и это максимальный показатель за все годы
наблюдений. В 2015 году по этой причине поступили на специальность 57,8%
студентов. Больше всего в будущей профессии респондентов привлекает престижность
профессии и уровень оплаты труда – 38,4% и 34,5% соответственно.
У большинства абитуриентов интерес к специальности сформировался незадолго до
поступления в вуз (62,0% в 2014 г. и 69,5% – в 2015 г.) и также является
максимальным показателем за все годы наблюдений.
Согласно результатам исследования, абитуриенты выбирают специальность
самостоятельно. В 2015 году этот показатель составил 57,9%. Разброс показателя
за все годы исследований составляет 18,5%: наиболее низкий показатель
зафиксирован в 2005 году (44,8%) и наиболее высокий – в 2014-м. Советом
родителей или родственников воспользовались 34,5% опрошенных. Основным мотивом
профессионального выбора большинства таких абитуриентов является
востребованность на рынке труда по окончании университета (44,7%), а также
возможность построить свой бизнес или выехать на работу за рубеж – 27,9% и 26,3%
соответственно.
Кроме НТУ «ХПИ» абитуриенты подавали документы в такие вузы, как ХНУ им. В.
Н. Каразина, НАУ им. Жуковского «ХАИ», ХНУРЭ, ХНАГХ им. Бекетова, ХНЭУ им.
Семена Кузнеца. При этом, первенство НТУ «ХПИ» в приоритете поступления было
определено 60,5% абитуриентов, второе место НТУ «ХПИ» в приоритете – 17,4%, и
третье – 11,8% респондентов. Таким образом, можно сказать, что абитуриенты в
большинстве случаев целенаправленно поступали в наш вуз.
При поступлении в НТУ «ХПИ» большинством поступающих первенство приоритета
избранной специальности было определено 59,7% абитуриентов, второе место
избранной специальности отдали еще 18,4% респондентов и третье место – 7,9%
опрошенных.
Профессиональный выбор студентов в первую очередь осуществлялся в
соответствии с собственными убеждениями. Большинство абитуриентов – 57,9% –
выбрали специальность самостоятельно, без подсказок и советов со стороны. Для
34,5% было важно мнение родителей, родственников и знакомых. При выборе
специальности искали необходимую информацию на специальных сайтах всего 6,1%
абитуриентов, 6,6% поступающих обратили внимание на рекламную кампанию
специальных кафедр в СМИ и Интернете, а 7,4% студентов определились с выбором
специальности при помощи Дней открытых дверей, проводимых в университете. Еще
7,6% абитуриентов прислушались к мнению друзей. Лишь 2,9% студентов, принимавших
участие в опросе, сказали, что определиться с выбором специальности помогли
мероприятия по профориентации, проводимые в школе сотрудниками специальных
кафедр университета.
По мнению 63,2% студентов обучение в университете в большей степени
соответствует ожиданиям, чем не соответствует, полностью оправданы ожидания
всего лишь 16,1% студентов.
Студенты также отмечают ряд сложностей, с которыми они столкнулись при
обучении в университете в течение первого месяца. Среди них такие, как
насыщенность расписания, изложение материала в труднодоступной форме,
недостаточная обеспеченность учебной литературой, плохая техническая и
технологическая оснащенность кафедр, отсутствие интернета в аудиториях,
отсутствие индивидуального подхода в обучении.
Валентина Василенко, ведущий инженер лаборатории прикладной социологии
кафедры социологии и политологии