Их множество – героев публикаций газеты ХПИ, чей жизненный путь, пусть
пунктиром, прослежен в выпусках за разные годы и десятилетия. Год 1955-й. Газета
«Ленинские кадры» №36 за 3 декабря. Фотография на 1 странице: студент-отличник
Алексей Горелый за научным исследованием. Имя профессора А. В. Горелого на
страницах нынешнего «Политехника» упоминалось в последующие годы десятки раз – в
связи с его научными достижениями, с многогранной педагогической деятельностью,
с разнообразными творческим увлечениями. Спустя полвека Алексей Васильевич –
такой же активный автор газеты, сегодня он пишет о методах активного обучения
студентов, применением которых увлеченно занимается вместе с многочисленными
коллегами-энтузиастами.
Самым стабильным органом нашего университета является наша газета
«Политехник». За время ее существования, составляющего половину срока
существования университета, менялись времена и эпохи, но ориентация и стиль
газеты оставались неизменными.
Среди психологов бихевиаристического (поведенческого) направления существует
представление о том, что в вопросе воспитания следует ориентироваться в основном
на оперантное (опережающее) поведение с положительным подкреплением, приносящим
пользу, радость и удовлетворение воспитуемым. Именно этой стратегии и
придерживается наша газета, повышающая настроение всему коллективу университету.
Другая особенность этой газеты – она зорко отслеживает все позитивные новации
и виды деятельности, успехи в учебной, научной и общественной работе, все, что
удовлетворяет интересы читателей и повышает имидж университета.
Как только в университете начали применяться методы активного обучения (1981
г.), газета сразу же отреагировала на их появление. Уже через три года в пятом
(февральском) номере за 1984 г., было опубликовано 5 статей, посвященных методам
активного обучения, две из которых – студенческие, оказавшиеся самыми
интересными. Студенты высказываются эмоционально, правдиво и восторженно. Вот
заголовки этих статей: «Игра заставила думать» и «Дерзайте, ребята!».
Признание полезности методов активного обучения не заставило себя долго
ждать. Уже в 1985 г. в юбилейной экспозиции ХПИ на ВДНХ СССР демонстрировались
автоматизированная деловая игра «Распределение ресурсов», разработки игрового
проектирования, анализа конкретных ситуаций, методы активизации работы на
лекциях и др. Впервые на ВДНХ демонстрировался экспонат деловой игры в
дистанционном режиме (вычислительная машина находилась в павильоне
«Вычислительная техника», а мониторы – в павильоне «Образование»). В отчете ХПИ
о результатах экспозиции перед Минвузом СССР деловая игра «Распределение
ресурсов» была поставлена на первое место. За разработку и внедрение в учебный
процесс методов активного обучения сотрудники ХПИ были удостоены наград: Диплом
Почета, Золотая, Серебряная и две Бронзовые медали.
НТУ «ХПИ» – вуз технический, он готовит преимущественно инженеров, основная
задача которых – проектирование. Поэтому среди методов активного обучения
превалирует игровое проектирование. Впервые оно было проведено в ХПИ в 1981 г.
На кафедре ДВС разработку и ее применение осуществил доцент А. И. Губин.
Проектирование выполнялось в течение одного рабочего дня. За лучшую разработку
двигателя внутреннего сгорания соревновались подгруппы студентов совместно с
профессорско-преподавательским составом кафедры девятью профессорами и двумя
доцентами. На кафедре электрических станций разработку выполнила доцент Г. Г.
Чиликина. Проектирование протекало в течение семестра во время, свободное от
занятий по расписанию. Не было ни одного пропуска занятий студентами, отмечалось
высокое качество проектов. На кафедре турбиностроения разработку выполнил доцент
И. Д. Усачев. Все проекты были защищены в сроки, установленные планом, и
отличались высоким качеством.
Все коллективные проекты, выполненные в режиме игрового проектирования,
отличались оригинальностью и творческим характером. Ни один из них никогда не
повторялся. Каждая кафедра разрабатывала свою методику игрового проектирования,
свой алгоритм и план, внося свой вклад в разработку метода в целом. Доцент В. А.
Бубнов предложил студентам 2-го курса (специальность – радиоэлектроника) сначала
сделать расчет усилителя, затем выбрать лучшую модель в каждой подгруппе, затем
изготовить в натуре этот усилитель, отснять его характеристики и провести
соревнование между подгруппами на лучший усилитель академгруппы. Профессор С. М.
Куценко (кафедра локомотивостроения) предложил каждой подгруппе разработать
конструкцию локомотива в целом и защитить ее в режиме соревнования в качестве
дипломного проекта. Профессор Л. И. Перевалов предложил заменить систему
стимулирования в проектных группах системой мотивирования, которая прижилась на
всех кафедрах в качестве основной. Доцент В. Н. Трушкин провел исследование
эффективности игрового проектирования на основе выпускников кафедры колесных и
гусеничных машин, работающих на заводе транспортного машиностроения им. Малышева
и выяснил, что те выпускники, которые участвовали в игровом проектировании,
продвигались по служебной лестнице в полтора раза быстрее, чем те, кто в нем не
участвовал. Доцент О. П. Котляров разработал на основе личного опыта и опыта
других преподавателей Положение об игровом проектировании. Профессоры А. Г.
Гурин и А. В. Беспрозванных организовали межвузовское междисциплинарное игровое
проектирование для студентов кафедры электроизоляционной и кабельной техники НТУ
«ХПИ» и курсантов Харьковского университета Воздушных Сил им. И. Кожедуба.
Профессоры А. П. Марченко и В. А. Пылев разработали и реализовали межвузовское
игровое проектирование на уровне дипломного проектирования магистров кафедры ДВС
совместно с родственной кафедрой Киевского транспортного университета.
Огромный вклад в разработку и внедрение игрового проектирования внесли
профессоры С. И. Кондрашов, П. М. Гладкий, В. В. Клитной, П. Н. Андренко,
доценты О. И. Измайлов, И. М. Камышов, П. Г. Лосев, Л. П. Бодрунов, П. П.
Хусточкин, В. П. Болдырев, профессоры В. Н. Кухаренко, В. В. Березуцкий,
ассистент А. Н. Древаль, доценты Е. Т. Зайченко, В. А. Перепелица, Е. А.
Затолокин, И. И. Чикотило и многие-многие другие.
Всесоюзную известность приобрели 5 разработок по анализу производственных
ситуаций профессора Р. Ф. Смоловик. Особо следует отметить разработку профессора
Ю. И. Лернера, под руководством которого студенты кафедры бизнеса и контролинга
выполнили курсовые работы в режиме коллективного проектирования, а потом
соревновались со студентами Харьковского банковского университета. Среди
интересных внедренных в учебный процесс разработок по методам активного обучения
следует отметить разработку ст. преподавателя Л. Н. Богоявленского по
активизации работы на практических занятиях; комплексную методику организации
спортивных мероприятий ст. преподавателя А. А. Березиковой, доцента В. М.
Лабскира, профессора А. И. Любиева; систему «Консультант» профессора М. Е.
Босина, доцента Т. В. Афониной по высшей математике; игровых занятий доцента Н.
Г. Киреева, ст. преподавателя Л. Н. Еремеевой, разработку доцента М. М.
Латышевой по имитационным занятиям по кафедре охраны труда и многих других.
Мы благодарим от имени всех разработчиков методов активного обучения
коллектив редакции нашей газеты «Политехник» за объективное освещение наших
успехов и ваш вклад в повышение качества подготовки выпускников НТУ «ХПИ».