Наша кафедра – одна из старейших в институте – основана в 1892 году. В ее
истории можно условно выделить три этапа. Первый – паровозостроение – длился с
1892 по 1955 годы. Второй – тепловозостроение – охватывает 1955–1998 гг. И
третий этап – современный, начинается с 1998 года. На всех этапах деятельность
кафедры определялась потребностью государства в подготавливаемых ею специалистах
и ее научным потенциалом, способным готовить специалистов на перспективу
развития отрасли.
В конце ХIХ столетия паровозостроение сформировалось в самостоятельную
отрасль производства, когда за 20 лет в России было выпущено 7678 паровозов.
Именно в это время, в 1897 году, выпущены первые два паровоза на Харьковском
паровозостроительном заводе – первом в стране специализированном предприятии.
Потребностью этих предприятий в кадрах инженеров-механиков железнодорожного
транспорта и обусловлено начало подготовки в 1892 году в Харьковском
Технологическом Институте инженеров-паровозостроителей. Директор Харьковского
Технологического Института В. Л. Кирпичев в своем письме Главному попечителю
Харьковского учебного округа так обосновал необходимость в этом: «Большинство
[выпускников], оканчивающих по механическому отделению, поступает на железные
дороги и спрос, при современном положении дел, обеспечен надолго».
Основатель кафедры профессор П. М. Мухачев, который в 1905 году был избран на
пост директора Харьковского Технологического Института имени Александра ІІІ, в
каковой должности оставался до 1915 года, подготовил ряд выдающихся инженеров,
среди которых одним из наиболее известных был А. С. Раевский. Любопытно
отметить, что в 1920–1921 гг. русский ученый Я. Гаккель разработал проект одного
из первых в мире магистральных тепловозов, по схеме передачи мощности «дизель –
генератор – тяговые двигатели», ставшей классической. Ходовая часть и кузов
этого тепловоза были спроектированы А. С. Раевским.
Начало промышленного производства отечественных тепловозов относится к 1944
году, когда Харьковский паровозостроительный завод был преобразован в
тепловозостроительный – Харьковский завод транспортного машиностроения им.
Малышева (ХЗТМ), который стал базой для организации тепловозостроения в стране.
Период 50–70-х годов XX века можно назвать этапом бурного развития
тепловозостроения в стране, и кафедра локомотивостроения ХПИ, возглавляемая
профессором С. М. Куценко, была на передовых позициях, принимая участие в
создании тепловоза ТЭМ7 для маневровой и горочной работы, магистральных грузовых
тепловозов 2ТЭ10Л и 2ТЭ116, пассажирских ТЭП60 и ТЭП70, а также более десяти
опытных тепловозов разных серий.
Многие выпускники кафедры тех лет стали руководителями ведущих предприятий
отрасли. Так, на Луганском тепловозостроительном заводе в разные годы работали:
Н. А. Турик – директор, главный конструктор, Герой Социалистического Труда; С.
П. Филонов – главный конструктор; П. М. Шевченко – главный инженер, кандидат
технических наук, Заслуженный машиностроитель Украины; К. П. Мищенко – главный
конструктор, лауреат Государственной премии Украины, Почетный железнодорожник
Украины. На Харьковском заводе имени Малышева: В. Н. Зайончковский – главный
конструктор по тепловозным дизелям, доктор технических наук, профессор, лауреат
Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки и техники Украины; В. Н.
Соболь – заместитель Генерального директора по научно-исследовательской и
опытно-конструкторской работе, кандидат технических наук, лауреат
Государственной премии, Заслуженный деятель науки и техники, Заслуженный
изобретатель Украины. Доктор технических наук В. А. Савин работал Генеральным
директором Рижского вагоностроительного завода. Доктор технических наук А. С.
Евстратов многие годы был директором Всесоюзного научно-исследовательского
тепловозного института (ВНИТИ). Почетный железнодорожник России Л. А. Михальчук
работал главным конструктором и Генеральным директором Людиновского
тепловозостроительного завода.
Современный этап, связанный с обретением Украиной независимости, создал
определенные проблемы для электрического железнодорожного транспорта как
совокупности подвижного состава и электроснабжения. Руководство НТУ «ХПИ»,
учитывая накопленный потенциал электротехнических факультетов и кафедр, приняло
решение открыть на кафедре локомотивостроения специальность «Электрический
транспорт» для подготовки бакалавров, специалистов и магистров по
проектированию, созданию и эксплуатации как подвижного состава, так и систем
электроснабжения железных дорог. В итоге, начиная с 1998 года, кафедра стала
готовить специалистов по двум специальностям: «Подвижной состав и специальная
техника железнодорожного транспорта» и «Электрический транспорт».
Подготовка инженерных кадров, соответствующих современному уровню развития
железнодорожного транспорта, обеспечена научно-исследовательскими работами,
выполняемыми сотрудниками кафедры в трех направлениях: «Электромеханическое
преобразование энергии в перспективном рельсовом транспорте» (руководители:
профессор В. И. Омельяненко и профессор Б. Г. Любарский), «Ресурсо- и
энергосберегающие технологии электроснабжения железных дорог» (профессор В. Т.
Доманский) и «Динамика подвижного состава железных дорог и его взаимодействие с
рельсовым путем» (профессор В. Г. Маслиев).
Научная работа ведется как в рамках госбюджетного финансирования, так и в
рамках хозяйственных договоров с такими предприятиями, как НПО «Электротяжмаш»,
Крюковский вагонный завод, ГП «Харьковский метрополитен», ХК «Лугансктепловоз»,
Главное управление электрификации и электроснабжения Укрзалізниці и др.
Предметом этих работ являются: «Разработка научных основ проектирования тяговых
передач высокоскоростного колесного железнодорожного транспорта для скоростей
движения 200…300 км/час», «Определение параметров и оценка свойств
электромеханических инерционных накопителей энергии для пригородных
электропоездов», «Грузовая платформа на магнитном подвесе», «Энергетическая
стратегия Укрзалізниці на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года» и
др.
Перечень работ свидетельствует о том, что сфера научных интересов сотрудников
кафедры затрагивает весьма широкий спектр самых актуальных вопросов, начиная от
существующего колесного и заканчивая перспективным магнитолевитирующим
транспортом. На базе этих работ в последнее время защищены докторские
диссертации В. Г. Маслиевым «Научные основы выбора
конструкторско-технологических параметров устройств для уменьшения износа
бандажей колес локомотивов» и Б. Г. Любарским «Теоретические основы для выбора и
оценки перспективных систем электромеханического преобразования энергии
электроподвижного состава», а также кандидатские – Г. В. Кривякиным, Д. И.
Якуниным, Е. С. Рябовым, Д. Ю. Зюзиным, Л. В. Оверьяновой, Е. С. Афанасьевой и
Ю. В. Макаренко. Готовятся к защите диссертаций Б. Х. Ерицян и А. В. Демидов.
Таким образом, все 100 процентов преподавателей кафедры к концу 2015/2016
учебного года будут иметь ученые степени. На базе кафедры создан
специализированный ученый Совет для защиты докторских диссертаций по
специальности «Электротранспорт».
Таким образом, кафедра способна готовить специалистов в области
железнодорожного транспорта во всем квалификационном спектре, начиная от
бакалавра, и заканчивая доктором технических наук.
Однако, только высокого интеллектуального потенциала кафедры для подготовки
высококвалифицированных инженерно-технических кадров недостаточно. Нужна еще и
потребность в них, обусловленная развитием промышленности страны и ее железных
дорог. С позиции внедрения, перспективный железнодорожный транспорт представляет
собой достаточно сложную, трудоемкую и весьма затратную технологию. Она
оправдана при наличии трех составляющих: высокого экономического потенциала
страны, достаточной плотности и мобильности населения, а также обладания
руководством страны политической волей начать и завершить такой довольно
долгосрочный проект, не оказавшись в плену слишком дорогой программы. Полагаем,
что при определенной динамике экономики – это вопрос времени. И тогда, мы
надеемся, научный потенциал нашей кафедры и ее разработки будут в полной мере
востребованы.
В. Омельяненко, д. т. н., профессор, заведующий кафедрой «Электрический
транспорт и тепловозостроение»