О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

85 лет кафедре «Автомобиле- и тракторостроение»


[Профессор В. Самородов, д. т. н., заведующий кафедрой «Автомобиле- и тракторостроение»]
#17-18 от 15.10.2015

В год славного юбилея – 130-летия со дня основания НТУ «ХПИ» – факультету транспортного машиностроения исполняется 50 лет, а кафедра «Автомобиле- и тракторостроение» отмечает 85-летний юбилей. За годы своего существования кафедра внесла весомый вклад в становление и развитие научной мысли в области теории автомобилей и тракторов. Она занимает одно из передовых мест по уровню подготовки высококвалифицированных кадров в области автомобиле- и тракторостроения, является профильной для АО «ХТЗ» в плане подготовки конструкторов, научной работы, испытаний и модернизации тракторов. Из почти 6000 специалистов – выпускников кафедры «Автомобиле- и тракторостроение» – около 1250 в разные годы связывали свою жизнь с Харьковским тракторным заводом.

Основатель кафедры «Автомобиле- и тракторостроение» и ее научной школы – выдающийся ученый, академик, д. т. н., профессор Михаил Иванович Медведев. Это человек с яркой судьбой и исключительными личными качествами. Он возглавлял кафедру с 1930 г. по 1962 г. и с 1934 г. по 1962 г. был деканом факультета «Тракторы и сельхозмашины» (предшественник факультета ТМ).

В последующие годы кафедрой заведовали: профессор, к. т. н. Г. Н. Шепеленко (с 1962 по 1974, а с 1962 г. по 1986 г. был деканом факультета ТМ); профессор, д. т. н. М. Н. Коденко (с 1974 по 1994); профессор, к. т. н. В. М. Великодный (с 1994 по 2001). С 2001 года и по настоящее время кафедру возглавляет профессор, д. т. н. В. Б. Самородов.

К харьковской школе учеников и последователей М. И. Медведева – ученых-тракторостроителей и выдающихся производственников – можно отнести Г. М. Кутькова, А. Т. Лебедева, А. В. Рославцева, Г. Н. Шепеленко, М. Н. Коденко, В. Б. Самородова, В. Ф. Пащенко, В. Т. Надыкто, Б. И. Кальченко, Д. М. Митропана, А. Д. Артюшенко, Г. А. Аврунина, Н. Е. Сергиенко, В. Р. Мандрыку, В. И. Мироненко, А. Ю. Реброва, А. И. Бондаренко, О. И. Деркача, В. И. Аносова, Л. С. Толстопятову, В. Б. Грайворонского, В. В. Бухалова, Д. А. Каптенкова, А. Н. Соляника, П. П. Полищука, В. Н. Золотайко, И. В. Денисенко, З. Э. Забелышинского, В. Н. Рулева, Ю. К. Шаповалова, Н. И. Яременко, В. И. Федотова, В. Ф. Климчука, В. И. Дубовика и многих других.

На протяжении последних 15 лет кафедра активно занимается совершенствованием конструкций и повышением технико-экономических показателей автомобилей и тракторов. За эти годы созданы и развиваются четыре новейших научных направления – это структурный и параметрический синтез бесступенчатых трансмиссий транспортных средств; создание основ теории торможения мобильных машин с бесступенчатыми трансмиссиями; пространственно-топологический подход к определению и прогнозированию основных технико-экономических показателей автомобилей и тракторов; адаптация и внедрение компьютерных технологий в экспериментах и диагностике в автомобиле- и тракторостроении. Именно в рамках этих новых научных направлений создана наукоёмкая и высоко унифицированная бесступенчатая гидрообъемно-механическая трансмиссия для колесных тракторов классов 4–5 производства АО «ХТЗ».

Новая трансмиссия защищена тремя патентами Украины, особенности ее работы опубликованы в ряде статей в авторитетных научных изданиях. На данном этапе опытные образцы трансмиссии уже изготовлены, проведены заводские стендовые и ходовые натурные испытания в составе трактора, которые подтвердили ее эффективность. В настоящее время новая бесступенчатая гидрообъемно-механическая трансмиссия ГОМТ-1С установлена на трактор ХТЗ-21021, на котором она испытывается при выполнении сельскохозяйственных технологий в полевых условиях и показывает свою высокую надежность и эффективность.

Новая бесступенчатая трансмиссия имеет важные преимущества: обеспечивает плавное бесступенчатое регулирование скоростью и тяговым усилием трактора, позволяя выбрать оптимальное по агротехническим требованиям и погодным условиям режимы работы трактора; повышает производительность труда; облегчает труд тракториста и улучшает эргономику трактора в целом; способствует повышению надежности работы двигателя и тормозной системы трактора; снижает расход топлива, а также имеет цену, меньшую в разы, чем у ведущих мировых производителей. Важное достоинство новой трансмиссии – она ориентирована не только на установку в новые трактора серии ХТЗ-170/240, но может использоваться на вторичном рынке для тракторов серий ХТЗ-150К, 170 и 172.

Активное участие в разработке новой трансмиссии приняли преподаватели и аспиранты кафедры – заведующий лабораторией Олег Деркач, доценты Григорий Аврунин, Анатолий Бондаренко, Сергей Шуба, Иван Яловол, аспиранты Вадим Шевцов, Николай Митцель, Андрей Кожушко, Евгений Пилипенко, магистры Игорь Евдощенко и Антон Войтенко.

Большой вклад в реализацию проекта по созданию, изготовлению и испытаниям новой трансмиссии под руководством генерального директора АО «ХТЗ» В. В. Губина внесли специалисты самых разных служб завода: В. И. Аносов, Л. С. Толстопятова, Д. Л. Елисеенко, Д. А. Каптенков, В. В. Бухалов, П. П. Полищук, В. В. Лицов, В. Н. Золотайко, И. В. Денисенко, Л. И. Рукавицын, Д. Ю. Попов, Ю. В. Убейкобылин, С. И. Чеботаев, В. И. Федотов, Н. Ф. Шейко, Н. И. Скалий, А. В. Мешканцев, Ю. Т. Зосимов, В. И. Павлий, М. Д. Симонов и многие другие.

Так что общим подарком коллектива кафедры «Автомобиле- и тракторостроения» и АО «ХТЗ» к трем таким значимым юбилеям, связывающим университет, факультет ТМ и кафедру можно смело считать создание нового трактора с бесступенчатой трансмиссией!

Факультет транспортного машиностроения НТУ «ХПИ» имеет высочайший научный потенциал, связанный с традициями подбора кадров в ХПИ, с многолетней эффективной работой с крупнейшими предприятиями машиностроения, постоянной работой по развитию научных школ и подготовке молодых научных кадров. В свой 50-летний юбилей факультет является мощной командой, которой по плечу решение крупных комплексных задач, одной или несколькими кафедрами. В меру своих скромных сил в этом процессе всегда будет участвовать коллектив кафедры «Автомобиле- и тракторостроения».

Поздравляем, дорогой ТМ! Желаем новых побед на благо НТУ «ХПИ».

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет