2 декабря 1972 года приказом Министра высшего и среднего социального
образования СССР в Харьковском политехническом институте была создана кафедра
колесных и гусеничных машин для подготовки инженеров-танкостроителей.
Инициатором ее основания был один из создателей легендарного танка Т-34,
Генеральный конструктор танков, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат
Ленинской премии и трижды лауреат Государственной премии СССР, доктор
технических наук Александр Александрович Морозов. При его непосредственном
участии были разработаны учебные планы подготовки специалистов и определены три
основных научных направления деятельности кафедры: совершенствование ходовых
систем быстроходных танков, создание принципиально новых
гидрообъемно-механических и электромеханических танковых трансмиссий и
гидрообъемных механизмов поворота и комплексная автоматизация танковых систем и
агрегатов.
Первым заведующим кафедрой колесных и гусеничных машин был назначен доктор
технических наук, профессор Виталий Прокофьевич Аврамов, известный ученый в
области динамики и прочности машин и теории колебаний, ученик знаменитого
профессора И. М. Бабакова. Широкий научный кругозор профессора В. П. Аврамова
позволил ему сформировать основной принцип подготовки современного
инженера-танкостроителя, а именно, принцип фундаментализации образования,
полностью впоследствии оправдавший себя. Суть этого принципа состоит в том, что
значительно увеличилось количество учебных занятий по фундаментальным и
общеинженерным дисциплинам, даже иногда в ущерб специальным, а также в том, что
к чтению фундаментальных инженерных и специальных курсов привлекались
преподаватели, интенсивно занимавшиеся научной работой, даже в ущерб
методической.
Помимо Харьковского политехнического института кафедры колесных и гусеничных
машин в бывшем СССР существовали в Московском высшем техническом училище им.
Баумана, Ленинградском и Челябинском политехнических институтах. В Украине наша
кафедра была и остается единственной, готовящей специалистов по бронетанковой
технике в гражданском вузе.
С 1992 года и по 2007 год кафедрой заведовал Заслуженный деятель науки и
техники, лауреат Государственной премии Украины, академик Академии наук высшей
школы Украины, доктор технических наук, профессор Евгений Евгеньевич
Александров. Он внес значительный вклад в развитие научного и учебного
потенциала кафедры. За эти годы на кафедре в дополнение к первоначальной
специальности были открыты еще две новые.
И сейчас подготовку высококвалифицированных инженеров и магистров кафедра
проводит по трем направлениям:
8.05050305 – Колесные и гусеничные транспортные средства, специализация –
«Военные гусеничные и колесные машины», бакалаврат «Машиностроение»;
8.05070202 – Электрические системы и комплексы транспортных средств,
специализация – «Электронные и микропроцессорные устройства», бакалаврат
«Электромеханика»;
8.05010202 – Информационные технологии проектирования, специализация –
«Компьютерное проектирование транспортных средств», бакалаврат «Компьютерные
науки».
По инициативе Е. Е. Александрова для более полного обмена научными
наработками между учеными в области машиностроения на кафедре КГМ была создана
редакция журнала «Механика и машиностроение».
Имя А. А. Морозова было присвоено кафедре в 2004 году, когда исполнялось 100
лет со дня рождения великого конструктора. А в 2013 году для более полного
отражения направлений подготовки студентов в названии кафедры она была
переименована в кафедру информационных технологий и систем колесных и гусеничных
машин им. А. А. Морозова.
За последние несколько лет, благодаря спонсорской помощи старшего сына
первого заведующего кафедрой Дмитрия Витальевича Аврамова, для учебного процесса
было приобретено новейшее оборудование, класс вычислительных машин на базе
процессоров Intel 5 с мониторами для систем автоматизированного проектирования,
множительная техника, лазерные принтеры, сделан ремонт в помещениях кафедры,
учреждена стипендия имени профессора В. П. Аврамова для студентов специальности
«Колесные и гусеничные транспортные средства» специализации «Военные гусеничные
и колесные машины».
С 2007 года кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор, академик
Академии высшего образования Украины, выпускник кафедры колесных и гусеничных
машин ТМ факультета ХПИ (1985 год) Дмитрий Олегович Волонцевич (на снимке),
продолжающий кадровую политику своих предшественников, ориентированную на
омоложение преподавательского состава. Таким образом, на кафедре сложилось очень
удачное и сбалансированное сочетание знаний и опыта квалифицированных ученых и
педагогов с энергией и энтузиазмом молодого поколения преподавателей.