О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Полвека рядом


[А. Грицюк, заместитель Генерального конструктора – главный конструктор ХКБД]
#17-18 от 15.10.2015

Во многих историко-технических публикациях обращается внимание на «перекличку» событий, происходящих на кафедре «Двигатели внутреннего сгорания» Харьковского политехнического института (ХПИ) и в Харьковском конструкторском бюро по двигателестроению (ХКБД). 1965-й – год организации в ХПИ факультета транспортного машиностроения – есть основания считать и годом образования ХКБД, юридически самостоятельного двигательного подразделения при Харьковском заводе транспортного машиностроения им. В. А. Малышева.

Все эти годы стали периодом всестороннего сотрудничества наших коллективов, прежде всего, в деле подготовки специалистов и их трудоустройства. Всего в разные годы порог конструкторского бюро перешагнули 160 выпускников ТМ факультета ХПИ разных форм обучения. Из них 131 инженер по специальности «Двигатели внутреннего сгорания»; 16 – «Автомобили и тракторы»; 6 – «Колёсные и гусеничные машины»; 7 – «Локомотивостроение».

Хочется отметить выпускницу первого выпуска ТМ факультета 1966 года, молодого специалиста, направленного в отдел, который занимается сложнейшим узлом двигателя – топливной аппаратурой. Татьяна Дмитриевна Жарова всю свою трудовую жизнь шла по конструкторской стезе и осталась верна профессии инженера-конструктора. Её профессиональным вкладом в потенциал нынешнего ГП «ХКБД» является конструкторское сопровождение разработки, изготовления и работы в эксплуатации форсунки закрытого типа с гидравлическим способом управления иглой и внутренним дренажём. Впервые в мире в эту форсунку установлен распылитель с иглой диаметром 3,5 мм. Эта форсунка вместе с легендарным танковым дизелем В-2 были восприняты в качестве «визитных карточек» разработок ХКБД на 6-й Всемирной конференции, организованной фирмой «AVL» в австрийском городе Graz в 2011 году. Единственным участником этой конференции от Украины был выпускник ТМ факультета ХПИ 1979 года – автор этих строк, в настоящее время заместитель генерального конструктора ГП «ХКБД» по научно-исследовательской работе – главный конструктор.

Но о моем выпуске немного позже, поскольку за первым выпуском 1966 года в КБ пришли, окончив ТМ факультет, специалисты образца 1967 года. Среди них нельзя не отметить истинных патриотов конструкторского бюро Василия Петровича Долженко, Александра Николаевича Дороженко, Александра Ивановича Скорохода и др. Это один из немногих выпусков ТМ факультета, большинство представителей которого сохранили верность КБ в течение всей своей трудовой жизни.

По-разному сложились наши судьбы – и доктор технических наук (автор статьи), и полковник силового ведомства (М. В. Трояновский). Но всех объединяет одно – основы технических знаний, которые для большинства стали базой трудовой деятельности, заложенные на ТМ факультете ХПИ в 1973–1979 годах. Эти годы запомнились наличием огромного научного потенциала коллектива кафедры ДВС, подкреплённого и вдохновляемого стремительным ростом производства отечественных ДВС. На наших глазах закладывался фундамент будущей кафедры, происходило рождение и становление докторов технических наук, будущих руководителей основных научных направлений, профессоров А. Ф. Шеховцова, Н. К. Шокотова, В. Г. Дьяченко, Н. Ф. Разлейцева. Из всего нашего выпуска 1979 года остались верны ХКБД Е. В. Шаповалов, Л. А. Дьяченко (Тарасова), В. П. Мащенко и автор этой статьи.

Два года назад Л. А. Дьяченко ушла на заслуженный отдых, а всего за послевоенный период свой полный трудовой путь (от молодого специалиста до выхода на заслуженный отдых) прошёл 31 выпускник ХПИ факультетов энергомашиностроительного и транспортного машиностроения.

Сегодня на ГП «Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению» трудится 158 человек, из которых 106 – инженерно-технические работники. Среди них сохраняют верность профессии 21 выпускник факультета транспортного машиностроения ХПИ (1967–2013 гг.). Коллективное фото этих сотрудников сделано 3 июля 2015 года на фоне центрального входа в основной корпус ХКБД, строительство которого закончилось в начале 1966 года, т. е. к первому выпуску ТМ факультета.

По разным причинам на фотографии отсутствуют В. А. Кондриков, Н. В. Михедькин, К. А. Трутаев, Е. В. Шаповалов и А. С. Жуков. Представленные на снимке сотрудники – выпускники кафедры «Двигатели внутреннего сгорания». Приятно отметить, что выпускник 1976 г. В. В. Салтовский трудится на должности главного конструктора. Такую же должность уже примерял на себя и более молодой выпускник 2000 г. С. В. Лыков, а выпускник 2007 г. А. А. Овчинников подготовил к защите диссертацию на соискание научной степени кандидата технических наук по «родной» специальности «Двигатели и энергетические установки». Нельзя не отметить и тот факт, что с ноября 1994 г. и по настоящее время подбор персонала ХКБД и постоянная работа с коллективом находится в ведении выпускницы ТМ факультета 1980 г. Т. В. Литвиновой.

Такой вклад ТМ-овцев в развитие ХКБД, а, значит, и всего украинского двигателестроения, вызывает оптимизм и веру в будущее этой важной отрасли машиностроения.

От всей души поздравляем родной факультет со знаменательной датой и искренне надеемся на дальнейшее перекликание таких событий, а именно – передачу эстафеты 50-летнему юбилею ХКБД.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет