|
Поздравляя коллектив кафедры турбиностроения НТУ «ХПИ» с 85-летием, хочу подчеркнуть, что ее история неразрывно связана с историей ОАО «Турбоатом».
В начале апреля 1929 года было принято постановление Президиума ВСНХ СССР о строительстве Харьковского турбогенераторного завода (ХТГЗ). Для сооружаемого флагмана энергомашиностроения стране требовались квалифицированные кадры. Для их подготовки и была в 1930 году создана крупнейшим ученым, профессором В. М. Маковским кафедра турбиностроения в составе ХММИ (Харьковский механико-машиностроительный институт, ныне НТУ «ХПИ»). О продуманном комплексном подходе к решению проблемы энергомашиностроения страны говорит также и тот факт, что в этом же году (за 4 года до пуска в эксплуатацию ХТГЗ) было создано конструкторское бюро, которое возглавил молодой инженер Я. И. Шнеэ, впоследствии д. т. н., профессор, заведующий кафедрой турбиностроения с 1942 по 1977 гг.
С тех пор развитие и успехи завода были неотъемлемы от развития и успехов кафедры. Ее выпускники составляли костяк коллектива специалистов, которые трудились в цехах и в КБ завода. Возникающие научные проблемы, связанные с увеличением единичной мощности турбоагрегатов, а затем с созданием турбин для АЭС, решались заводом в самом тесном сотрудничестве с кафедрой. С этой целью в начале 50-х годов на ХТГЗ было начато сооружение уникального исследовательского центра, куда вошли лаборатории газодинамики, экспериментальных паровых турбин, статической и динамической прочности, опорных и упорных подшипников, уплотнений, систем регулирования и др.
|
В этот же период постановлением правительства при кафедре турбиностроения ХПИ создаются проблемная и отраслевая научно-исследовательские лаборатории, научными направлениями которых стали исследования газодинамики проточной части и теплообмена в паровых и газовых турбинах.
В результате проведения большого объема теоретических, конструкторских, расчетных и исследовательских работ, выполненных на стендах указанных лабораторий, Харьковским турбинным заводом и кафедрой турбиностроения ХПИ в тесном сотрудничестве со специалистами ИПМАШ, ЦКТИ, ВТИ, МЭИ и др. были выработаны принципы проектирования последней ступени ЦНД, обеспечивающие ее надежность и экономичность в широком диапазоне объемных расходов.
Без преувеличения можно отметить, что важным этапом в развитии отечественного турбиностроения явилось создание последних ступеней ЦНД с длиной рабочей лопатки 1030 мм для турбин с частотой вращения 3000 об/мин и длиной 1450 мм для турбин с частотой вращения 1500 об/мин, совместно с работами по усовершенствованию выхлопных патрубков и оптимизации обводов проточной части. Последние ступени с рабочей лопаткой длиной 1030 мм внедрены на турбинах мощностью 310, 320, 325 и 500 МВт для ТЭС и мощностью 220, 240, 500 и 750 МВт для АЭС с частотой вращения 3000 об/мин; с лопаткой 1450 мм – в турбинах мощностью 500, 1000 и 1100 МВт для АЭС с частотой вращения 1500 об/мин. К настоящему времени рабочие лопатки длиной 1030 мм имеют 40-летнюю наработку, а длиной 1450 мм – 35 лет. За весь этот период не было ни одного случая отказа этих ступеней. Помимо высокой экономичности, надежности и эрозионной стойкости ступени также характеризуются устойчивой работой при пониженных нагрузках.
За 85 лет кафедра подготовила большой отряд квалифицированных инженеров турбостроителей, успешно работающих в отечественной энергетике. Многие из них стали руководителями производства, талантливыми конструкторами и исследователями. Среди выпускников кафедры следует назвать кадровых сотрудников ОАО «Турбоатом»: лауреатов Государственной премии Украины В. В. Угольникова, М. А. Вирченко – главных инженеров, И. И. Панкова – заместителя главного инженера, д. т. н. Ю. Ф. Косяка – главного конструктора по паровым турбинам, Н. А. Бабаджаняна, А. С. Зарубина, В. М. Кобцева – заместителей главного конструктора.
Кафедра и сегодня продолжает самое тесное сотрудничество с ОАО «Турбоатом», что, в частности, связано с тем, что наше предприятие по требованию заказчиков приступило к созданию мощных паровых турбин нового поколения. Уверенность в том, что поставленные задачи мы выполним, основывается также на том факте, что впервые в мире в харьковской школе турбостроения профессор А. В. Бойко предложил и со своими учениками начал претворять в жизнь новый подход к проектированию турбомашин – оптимальное проектирование. Это стало прорывом в мировой практике турбиностроения, что подтверждается тем, что теперь все мировые турбопроизводители широко используют этот подход при проектировании новых турбомашин. Ни одна международная конференция по проблемам совершенствования турбомашин не проходит без специальной оптимизационной секции.
|
Кафедра стала фактически филиалом конструкторского бюро завода, ведя большую совместную с производственниками работу по совершенствованию мощных паровых турбин, созданию турбин нового поколения. Сотрудниками ОАО «Турбоатом» вместе с коллективом кафедры были созданы проточные части турбин нового поколения К-220-44-2, К-330-23,5 и К-540-23,5, эффективность которых превышает эффективность турбин аналогичной мощности западных европейских фирм. Результаты этой работы еще раз подтвердили, что дальнейшее увеличение эффективности турбин возможно только с использованием новейших методов и алгоритмов оптимизации. Это очень важно для нынешнего этапа развития турбиностроения, характерной особенностью которого является создание высокоэффективных проточных частей турбин на основе накопленного десятилетиями опыта их проектирования и эксплуатации.
Созданный на кафедре турбиностроения программный комплекс многоуровневой, многокритериальной, многопараметрической оптимизации «Турбоагрегат» не имеет аналогов в мире и далеко опережает достижения ведущих мировых турбостроительных фирм.
Сегодня кафедра в тесном контакте с конструкторским бюро завода участвует в модернизации турбины К-800-23,5 для Славянской ТЭС и создании уникальной новой турбины для атомных электростанций К-1250-6,9/25 с рабочей лопаткой последней ступени длиной 1650 мм.
Мы уверены, что сотрудничество ОАО «Турбоатом» с кафедрой турбиностроения и в будущем будет продолжаться и служить дальнейшему прогрессу в нашей отрасли!
В. Швецов, Главный конструктор по паровым турбинам ОАО «Турбоатом», лауреат Государственной премии Украины, к. т. н., выпускник кафедры турбиностроения 1977 года.