Вручение дипломов на кафедре «Электрические станции»
1 марта состоялось вручение дипломов специалиста выпускникам кафедры «Электрические станции». Наш корреспондент побывал на этом событии и взял интервью у заведующего кафедрой, профессора Г.К. Вороновского.
Корр.: – Геннадий Кириллович, прошло чуть больше года, как Вы возглавили кафедру. Один год – это, конечно, не такой уже и большой срок, тем не менее, это повод подвести первые итоги. Как Вы чувствуете себя в должности заведующего, как оцениваете работу коллектива?
|
Г.К. Вороновский: – Чувствую себя вполне комфортно, и работой коллектива очень доволен. Мы не первый год трудимся вместе, хорошо понимали друг друга раньше, находим взаимопонимание и теперь. Те задачи, которые мы поставили перед собой в январе 2004 года, практически все выполнены. Не хочу сказать, что это было легко – всем пришлось потрудиться. Зато есть результаты – почти все помещения кафедры удалось отремонтировать, мы приступили к обновлению лабораторной базы, издали 7 методических указаний, 8 научных статей и докладов, подготовили документы к аккредитации специальности «Энергетический менеджмент». И это далеко не полный перечень того, что было сделано за год нашим сравнительно небольшим коллективом сверх того, что регламентировано учебными поручениями. Я считаю, это отличные результаты.
Корр.: – Что Вы считаете главным достижением коллектива за истекший год?
Г.К. Вороновский: – Я думаю, главное наше достижение – это нормальная рабочая атмосфера в студенческой среде. Мы не только боролись за дисциплину, за добросовестное отношение студентов к своей основной обязанности – старательно учиться, мы пытались придать этой атмосфере дух состязательности, дух научно-технического творчества. Ведь энергетик – это профессия творческая. Чтобы успешно работать, делать профессиональную карьеру в этой области, нужно постоянно учиться, уметь не только «строить себя», но и активно преобразовывать действительность, верить в свои силы. Этому и пытаемся учить наших студентов. Для этого приглашаем к сотрудничеству, я имею в виду преподавательскую работу, известных своими достижениями специалистов, работающих на передовых рубежах теории и практики энергетического строительства, вводим в учебные программы новые современные разделы, возобновили работу Студенческого научного общества. Начали прием в аспирантуру по специальности 05.14.02 – «Электрические станции». Лично меня очень воодушевляет то, что наши усилия находят горячую поддержку со стороны сильных студентов, волнующихся о своей будущей карьере.
Корр.: – Геннадий Кириллович, мы знаем, какой у Вас огромный опыт работы в реальном секторе экономики, опыт управления крупными энергетическими предприятиями и объединениями. В чем Вы видите проблемы современной высшей школы?
Г.К. Вороновский: – Проблем, безусловно, очень много. Это и недофинансирование среднего и высшего образования, катастрофическое положение с финансированием науки. А ведь университеты должны быть научно-образовательными центрами, органически увязывающими между собой сложнейшие процессы первичного накопления новых знаний и передачи их тем молодым силам, которые сегодня – завтра вольются в реальный сектор. Увы, у нас сегодня такой органической связи нет, и нам еще предстоит ее наладить на новых рыночных началах. Мы много говорим сегодня об инновационной модели развития экономики, но редко вспоминаем, что без органического единства высшей школы, науки и реального сектора, разговоры об инновационной модели останутся разговорами.
Еще меня тревожит, я бы сказал, социальный пессимизм, овладевший частью нашей молодежи. Нет веры в себя, в учебу, в свое будущее. Мое мнение – это от нежелания и неумения трудиться, от отсутствия привычки делать над собой усилия. А без усилий нет учебы, не будет и успешной карьеры.
Наконец, я считаю, мы слишком мягко ведем себя со студентами – злостными прогульщиками. Учеба в университете – это начало профессиональной деятельности. Не знаю, как в других отраслях, но в энергетике внутренне недисциплинированные люди, неспособные заставить себя хотя бы вовремя приходить на работу, с прохладцей смотрящие на свои обязанности, извините, не нужны. Я думаю, они должны спросить себя: «Туда ли я пришел?», и сделать свой выбор.
Вообще, я должен сказать, что в воспитательной работе мы еще сильно отстаем. В молодежной среде широкое распространение получили утопические иллюзии, просто сбивающие студентов с толку. Я приведу примеры. Первая иллюзия – «мне проще будет сделать карьеру, если я приду устраиваться на работу не с одним, а с двумя дипломами». Хочется сказать – не верьте! Нельзя на все случаи жизни запастись вторым дипломом. Хотите работать в энергетике – постигайте премудрости энергетики. Нужно будет, поступите и закончите второй вуз потом. Мне самому пришлось много учиться – и с отрывом, и без отрыва от производства уже во время работы. И я убежден – необходимость второго диплома должна быть выстрадана. Постарайтесь получить первый диплом без троек, это уже очень много. И совсем нелегко, как многим кажется.
Вторая иллюзия – «я смогу совмещать учебу на очном отделении и работу». Боюсь, это по силам единицам, и все равно в ущерб качеству подготовки. Основной же массе наших студентов это не по плечу. Дорогие ребята, если вам судьба подарила эти пять с половиной лет для учебы, используйте это время с толком для себя, не разменивайтесь на мелочные подработки, чтобы приобрести сотовый телефон. Для большинства из вас эти пять с половиной лет станут последними годами спокойной, легкой учебы. Пойдете на работу, там тяжело будет разрываться между учебой и работой, учебой и семьей. Учитесь, пока это доступно, не теряйте драгоценных возможностей, которые есть у вас, и которых нет у многих ваших сверстников. Особенно это касается бюджетников, которые учатся за счет государства. Вы просто обязаны помнить, что, поступив в университет, вы приняли на себя вполне определенные обязательства. Смешно было бы читать заявление абитуриента, в котором он обещал бы учиться на тройки. Государство свои обязательства по отношению к вам выполняет, а вот вы?
Корр.: – Геннадий Кириллович, что бы Вы пожелали Вашим выпускникам?
Г.К. Вороновский: – Они оканчивают университет в сложное время. Их ждет борьба, к которой, я надеюсь, они готовы. Потому что на их стороне молодость, энергичность, современные знания. Удачи вам и везения, молодые специалисты! Не забывайте университет, кафедру. Будете испытывать потребность в совете, дружеской помощи, приходите. Двери для вас всегда открыты.
А с лучшими выпускниками мы не прощаемся – Аня Гринченко будет работать на нашей кафедре, Саша Пиявка – в электроцехе ОАО «Харьковская ТЭЦ», Алексей Петров – в ЗАО «Харьковская ТЭЦ-3». Надеюсь, через 15 – 20 лет руки этих людей будут крепко держать нити, связывающие НТУ «Харьковский политехнический институт» с флагманами энергетики Харьковского региона, и они, как мы сегодня, будут делать все от них зависящее, чтобы эти нити стали крепче и не порвались никогда.