Повышение качества образования – задача весьма актуальная как для системы
высшего образования Украины, так и для нашего университета, в частности. Решить
ее помогут разрабатываемые сегодня новые учебные планы на 2015–2020 годы. Ученые
и преподаватели кафедры финансов (факультет «Бизнес и финансы») стремятся в
подготовке специалистов преодолеть противоречия между обучением экономическим
дисциплинам и реалиями экономической жизни предприятий. Об их опыте,
практических наработках – наша беседа с профессором Ю. И. Лернером, автором
новых методов повышения качества высшего экономического образования, сущность
которых сводится к следующему.
«Одной из главных составляющих экономической безопасности страны и ее
экономического развития является эффективно действующая система высшего
образования. Противоречия между обучением дисциплинам экономического характера в
вузах и практической экономической деятельностью предприятий все время
углубляются и расширяются, что не способствует стратегическому повышению
экономической безопасности страны», – считает профессор Ю. И. Лернер.
Среди главных причин, способствующих такой ситуации со стороны действующих
производственных структур, по его мнению, следующие: значительный темп
количественного и качественного роста предпринимательства и бизнеса; дальнейшее
превалирование в управлении бизнеса эмоциональной составляющей над
интеллектуальной; недостатки профессиональной подготовки высшего топ-менеджмента
и др. Со стороны вузов такой ситуации способствуют, например, почти полное
отсутствие у преподавателей практического и/или научно-исследовательского опыта,
отсутствие полноценной практики у студентов, недостатки в формировании учебных
планов и пр.
Предпринимаются практические шаги для устранения названных недостатков: в
рамках указанной новой методики обучения в научно-исследовательскую и
преподавательскую деятельность кафедры введено около двадцати вновь
разработанных и усовершенствованных им методик и методологий решения основных
вопросов экономики (рискология, планология, применение математических методов и
оптимизация решений, финансовое состояние предприятий, стоимость бизнеса,
заимствование денежных средств и др.). Лекции по всем 15 читаемым профессором Ю.
И. Лернером учебным дисциплинам проводятся, как правило, в виде дискуссии между
студентами и преподавателем, а также в виде вопросов и ответов на основе
разработанных им же текстов лекций или опубликованных учебников и монографий.
Для более объективного проведения практических занятий по каждой из этих
дисциплин разработан комплекс методических материалов – 17 методичек.
На практических занятиях применяются такие методы обучения, как ситуационные,
ролевые и деловые игры, тесты, решение реальных задач по темам и др. Названные
игры проводились в виде открытых занятий в методическом отделе и на кафедре
финансов, где соревновались между собой несколько групп студентов.
В рамках этой же новой методики студенты выполняют игровые проекты, участвуют
в научных разработках, выступают с докладами на конференциях в
специализированных институтах, где неоднократно занимали призовые места. Очень
важной для будущих финансистов является работа по выполнению коллективных
(комплексных) реальных дипломных проектов. В прошедшем учебном году было
защищено 3 диплома на тему «Резервирование денежных средств в банковских
структурах» применительно к условиям разных базовых предприятий – банков.
Защищали эти дипломы около15 студентов 4 и 5 курсов (на снимке). Они прошли
соответствующую стажировку на базовых предприятиях; у них, кроме руководителя,
было три консультанта (по методологии, по применению математических методов и по
реальной банковской деятельности – руководитель базового банка).
В этом году студенты 5 курса выполняют 2 комплексных проекта по той же
тематике, что и в прошлом году, но с учетом вероятностного характера базовой
банковской структуры, а студенты 4 курса – по тематике «Заимствование денежных
средств на внешних рынках». Защита состоится летом 2015 года и зимой 2016 года
соответственно.
По одному из выполненных студентами в прошлом году комплексных проектов
руководителями, консультантами и студентами-исполнителями была написана и
опубликована монография «Формирование и использование ресурсов денежных средств
в банках Украины» (авторы В. А. Мищенко, Ю. И. Лернер, А. Б. Белоцерковский, С.
К. Осипова и студенты-исполнители). В будущем году по результатам выполняемых в
текущем году дипломных комплексных проектов, планируется опубликование 2
монографий с участием студентов. Кроме того, по данным выполненных комплексных
проектов студенты опубликовали 8 статей и приняли участие в научных
конференциях.
В последние годы в рамках упомянутой новой методики обучения под руководством
ее автора действовали консультативный центр, группы наиболее одаренных
студентов, бизнес-школа и другие специализированные группы и структуры
(например, филиал кафедры финансов в «Автокразбанке»).
В новом поколении учебных планов предусматривается увеличение объема
самостоятельной работы студентов, для которой, по мнению профессора Ю. И.
Лернера студенты должны получать специальные задания, например, по деловым
играм, игровому или реальному комплексному (коллективному) дипломированию или по
применению прикладных математических методов для конкретной дисциплины. Это
нужно для того, чтобы студент приобретал не академические, интеллектуальные
знания, а эмоционально-практические, «пропускал их через себя». Для этого же
необходимо, и это планируется, укрупнить в разы численный состав групп
слушателей-студентов, увеличить также «часовой» объем отдельных дисциплин,
превратив их в специализированные по сегментам финансового рынка курсы и создав
на основе этих дисциплин теоретические укрупняемые «первоисточниковые» курсы
типа «Теория расширения воспроизводства», «Теория эффективности» и пр. Базой
создания этих курсов должны служить законодательные и нормативные материалы,
действующие в нашей стране.
Для повышения уровня компетентности и педагогического мастерства необходимо
проводить постоянно действующие семинары для преподавателей. Начиная с 18 марта
каждую среду в 14.30, в ауд. 304 корпуса У-5 проводится постоянный семинар
«Новые направления в технической и практической методологии».