|
Профессор кафедры общей и неорганической химии М. В. Ведь в этом году стала победителем вузовского этапа ежегодного областного конкурса «Вища школа Харківщини – кращі імена» в номинации «Преподаватель фундаментальных дисциплин».
Марина Витальевна Ведь – автор более 450 научных и учебно-методических работ, в том числе одного учебника с грифом Министерства образования и науки Украины, соавтор 5 монографий, имеет 67 авторских свидетельств и патентов Украины на изобретения. Она член Научного совета НАН Украины по проблеме «Электрохимия», читает курсы лекций по дисциплинам: «Общая химия», «Общая и неорганическая химия», «Основы биохимии и биофизики», «Chemistry» (на английском языке), проводит практические и лабораторные роботы, НИРС. Под ее руководством студенты не раз становились победителями и призерами Всеукраинского конкурса научных работ, были защищены 4 кандидатские диссертации.
Ее труд как ученого отмечен двумя золотыми медалями международных салонов изобретений и новых технологий «Новое время», дипломом финалиста Международного конкурса инвестиционных проектов «Харьковские инициативы», дипломом Всеармейского конкурса Министерства обороны Украины «Лучшее изобретение года», грамотой Департамента науки и образования Харьковской облгосадминистрации.
Мы поздравили Марину Витальевну с победой в конкурсе накануне праздника – Международного дня студента, и в беседе с ней, естественно, затронули эту тему. «Нынешнее поколение студентов, – отмечает Марина Витальевна, – обладает совершенно другими навыками, чем, скажем, 15 или 20 лет назад, другим уровнем подготовки по фундаментальным дисциплинам. К сожалению, очень часто – со знаком минус. У некоторых первокурсников школьная база знаний по химии, физике, математике оставляет желать лучшего. Они привыкли действовать по штампу, часто приходится слышать: «А мы этого в школе не проходили!». Таких ребят я называю «ювенильными», но с ними можно и нужно работать, хотя и приходится это делать, порой, с чистого листа.
В нашем университете наметилась печальная тенденция неоправданного сокращения кредитов по фундаментальным дисциплинам, в частности, химии, что, безусловно, недопустимо. Поскольку без основы, базиса невозможно подготовить квалифицированного инженера, особенно по направлениям «химическая технология» и «биотехнология».
Однако не стоит слишком драматизировать ситуацию. Конечно же, есть способные ребята, которые четко знают, зачем пришли в университет. Таких мы приглашаем в магистратуру, аспирантуру. В целом наши студенты – достаточно «продвинутые» молодые люди, которые ценят все прелести технического и информационного прогресса. Почти все они используют в своей учебе и работе Интернет, хотя, должна заметить, информацию там можно почерпнуть порой ошибочную и весьма примитивную. Это касается и химии, нашего профилирующего предмета. Я считаю, что воздействия личности преподавателя, живого общения с ним не заменит ни один компьютер. Ведь мы даем не только теоретические знания, но и обучаем практическим навыкам. Преподаватель должен быть в постоянном поиске, развиваться вместе со студентами. Именно поэтому я подготовила курс «Общей и неорганической химии» в формате мультимедийных презентаций и сделала его максимально профессионально ориентированным. Студенты должны понимать, где и как им пригодится изучаемый материал. А главная моя цель – научить их думать.
Одним из достижений на пути подготовки специалистов я считаю учебник «Chemistry» на английском языке, выпущенный в этом году, который пользуется популярностью среди студентов-иностранцев. В нем есть как краткое теоретическое обоснование каждой темы, так и поливариантные практические задания для самостоятельной работы.
Всем студентам я желаю найти себя, научиться думать о себе, о жизни, о будущем!»