«Международное образование в Украине: традиции и новации»

[И. Сладких]
#11 от 29.08.2014

С каждым годом участие в ежегодной международной научно-теоретической конференции студентов и аспирантов «Украина и мир: гуманитарно-техническая элита и социальный прогресс» становится все более популярным среди иностранной студенческой молодежи. Уже пятый год подряд ведет работу секция (на снимке внизу), которая объединяет иностранных участников конференции – студентов и аспирантов, желающих учиться в Украине. Предлагаемые темы вызывают большой интерес среди молодежи стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, Европы и Австралии: мотивация иностранных граждан к обучению; адаптация и менталитет студентов-иностранцев, современные мировые профессиональные требования к иностранному специалисту; тенденции развития высшего образования Украины в области подготовки иностранных граждан и профессиональная подготовка иностранных граждан.

Разноплановость тематики позволила выделить следующие блоки в работе секции: «Иностранные студенты в Украине: адаптация, мотивация, коммуникация, система образования, личность преподавателя»; «Национальные особенности иностранных граждан: этикет и деловое общение, трудолюбие, история ислама и арабского языка»; «Естественно-научный цикл: информационные технологии, энергетика, нанотехнологии, экспериментальная физика, математика, химия, медицина и здоровье».

За время работы секции с 2010 по 2014 годы свои доклады представили 127 иностранных участников из 35 стран мира. Не только университеты Харькова – НТУ «ХПИ», ХНУРЭ, ХНАДУ, ХНАГХ, ХНУ им. В.Н. Каразина, ХГУПТ, УкрГАЖТ, УИПА, НАУ «ХАИ» им. Н. Е. Жуковского, ХНТУСХ им. П. Василенко, ХНМУ, но и Киевский НАУ, беларусский МГУ им. А.А. Кулешова, Белгородский государственный университет (Россия), Венский университет (Австрия), Бременский университет (Германия), Анхойский и Хуадунский педагогические университеты (Китай), AGH Университет Науки и Технологии (Краков, Польша), Азербайджанская государственная нефтяная академия (Баку) могут гордиться научной работой студентов.

Нужно отметить студентов НТУ «ХПИ», которые выступили с докладами на пленарных заседаниях: Расул Ариан (Иран) «Ценностные ориентации как фактор мотивации иностранных граждан к обучению», 2010 г.; Сам Сагбани (ОАЭ) «Личность преподавателя в системе международного образования», 2011 г.; Дембеле Лидии (Мали) «Западная Африка: гендерное равенство в образовании», 2012 г.; Ли Чао (КНР) «Некоторые аспекты оптимизации процесса адаптации иностранных студентов к учебному процессу в высшей школе», 2012 г. Студент первого курса факультета технологии органических веществ НТУ «ХПИ» Менса Тете Ив Ролан (Кот-д’Ивуар) в 2013 г. выступил на пленарном заседании с докладом «Формирование коммуникативной культуры иностранных студентов в украинском обществе». Ролан проанализировал положительные аспекты смешения украинской и российской культур на территории Восточных регионов Украины. В заключение были предложены способы решения коммуникативных трудностей иностранных студентов.

На заседаниях секции в камерной дружелюбной атмосфере обсуждаются темы, которые интересуют и беспокоят молодых людей, выехавших за границы своей родины именно на учебу. Многие из них на первое место ставят проблему мотивации обучения: бакалавр НТУ «ХПИ» (2010 г.) из Эфиопии Ахмед Идрис Абдулвехаб сообщил, что «в некоторых развитых странах мира дальнейшее обучение студентов в магистратуре зависит от мотивации». Бакалавр английской формы обучения ХНУРЭ (2011 г.) из Танзании Килибика Виктория Петер (на снимке справа) считает, что «эффективное обучение в аудитории зависит от способности учителя поддержать интерес студента, который привёл его на курсы в первый раз». Интересны наблюдения и размышления студентов подготовительных факультетов/отделений от первого года жизни в чужой стране. Для таких студентов наболевшими стали темы психологической, физиологической и академической адаптации. Многих удивляют отличия менталитетов. Представленные студентами доклады интересны также тем, что подкреплены анализом опрос-анкетирования среди сокурсников. В обзоре процесса аккультурации иностранных студентов в Харькове (2014 г.) Диаз де Леон Рамос Антонио из НАУ «ХАИ» им. Н.Е. Жуковского (Мексика) считает, что для того, чтобы облегчить и сделать более эффективной процедуру приема иностранных студентов в харьковских вузах, необходимо тщательно изучить процесс аккультурации и взаимодействия различных культур.

Доклады естественнонаучного направления вызывают особый интерес участников секции. Студенты факультета подготовки иностранных граждан ХНАДУ ежегодно удивляют физическими демонстрациями и опытами, которые обеспечивают наглядность и доступность восприятия докладов. Несмотря на языковые и междисциплинарные расхождения, все доклады заслушиваются с пониманием и уважением к докладчику, а также вызывают множество вопросов и эмоций.

Заседания секции часто завершаются докладами, которые сопровождаются музыкальными номерами. Так, в 2010 г. стажер НТУ «ХПИ» из Венского университета (Австрия) Мария Лауш украсила заседание игрой на флейте. В 2013 г. доклад Абдуллах Битара (НТУ «ХПИ», Сирия) «Творческие инициативы иностранных студентов» и музыкальный номер на удде (на снимке внизу) были посвящены 50-летию Дворца студентов НТУ «ХПИ». На учебу в Украину приезжает много талантливых молодых людей.

Бывший декан факультета международного образования, профессор НТУ «ХПИ» А.П. Ластовка, которого, к сожалению, уже нет среди нас, считал, что международное образование в Украине развивается благодаря интересу молодежи стран мира к Украине, научному наследию нашей державы, культуре и традициям ее народа. Благодаря информационным технологиям будущие иностранные студенты имеют возможность сравнивать и анализировать современные системы образования государств.

Более десяти лет конференция «Украина и мир: гуманитарно-техническая элита и социальный прогресс» дает возможность студентам и аспирантам показать свои творческие возможности и достижения в научных исследованиях. Для многих иностранных граждан участие в конференции стало первым опытом публичного выступления и первой публикацией, которую можно будет с гордостью показывать и своим детям на родине – в дальних странах мира.

И. Сладких, секретарь секции «Международное образование в Украине: традиции и новации», к. пед. н., ст. преподаватель

 

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет