22 июня – траурная дата

[Алексей КАСАТКИН]
#9 от 12.06.2014

Уже прошло много лет, как наш народ победил, но сегодня впору задаться вопросом: «А была ли война?»

Действительно, была ли? Говорили «Великая Отечественная», потом – «Вторая мировая». Спросите у девяти–десятилетних мальчишек, на какой войне были их деды и прадеды, и найдутся среди них такие, которые ответят: «Да что-то Сталин с Гитлером не поделили». Тех, кто пережил все ужасы, кто знает, что с собою несет война, остается все меньше и меньше, а неправды о последней войне появляется все больше. Наше слово, слово ветеранов самой жестокой войны Человечества, поможет нашим внукам и правнукам поверить правде о войне.

И все же, была ли война? Думаю, что при нынешних темпах забвения, 100-летия Победы в Отечественной войне ХХ века отмечать никто не будет. Тех, кто пережил тяжелейшую войну, сделал традицией отмечать день Победы, уже не будет. Новые поколения имеют свои моральные ценности, не совпадающие с теми, которыми жили их деды.

На вопрос «Была ли война?» могли бы ответить погибшие и не родившиеся. У меня погибли сестра и брат. А с ними вместе – их будущие дети: мои племянники, внучатые племянники и многочисленная родня, подрубленная войною под корень! И я знаю, что война не пустой звук, не сведение счетов, а бедствие, разрыв обычной человеческой жизни с её заботами, хлопотами, планами, стремлениями к лучшему, созданием этого лучшего не за счет кого-то, а своим трудом, своими способностями, взаимопомощью в семье, коллективе, стране.

Человечеству свойственно не касаться тяжелых страниц истории, не задумываться над ее уроками. И вот уже растут партии и движения, пытающиеся возродить идеи фашизма и национализма. Проповедуются антагонизм, национальная, расовая, религиозная рознь, культ кулака и грубости. Вместо лучших моральных черт человека навязываются и воспитываются черты деградации – распущенность, наркомания, криминал. Верховным богом пытаются сделать материальную выгоду, когда за деньги можно купить всё и вся – от вещи, до чести!

А какими были те, погибшие? Мой однополчанин писатель Евгений Зиборов так сказал за них, погибших:

Зарывали в землю нас,
танками утюжили,
пеплом на пожарищах
злые вьюги вьюжили.
В сердце пулей метили
острою, свинчатою,
на раките вешали
за родною хатою.
Сколько нас – не считано
под сырою глиною,
под кустом ракитовым,
под плитой могильною.
Скольким в счастье-радости
было нам отказано,
сколько мук нам выпало,
сколько бед – не сказано.
В праздники не чествуют
нас хмельною брагою.
Не живые – мертвые –
мы лежим под Прагою,
мы лежим за Одером,
у Днестра широкого,
мы лежим и слушаем
Родину далекую.
Мы глядим на молодость
жизни удивительной,
мы глядим и требуем:
Люди будьте бдительны!

«Люди, будьте бдительны» написал Юлиус Фучик перед своею казнью, предостерегая от фашизма. И в этом реализм прошлой войны.

Вот две могилы в Словакии, из многих тысяч на дорогах той войны. Надписи гласят «Братская могила советских воинов, в могиле погребено 1556 человек». Рядом подобная могила и 1657 человек. Представьте себе во всех деталях сколько это людей, прерванных жизней, судеб, несостоявшихся жизней, не появившихся детей, внуков правнуков! Ну, а об уходящем поколении Е. Зиборов писал:

 Меня утюжила броня,
Я глох от пушек гула.
Четыре года мне война
В глаза золой и пеплом дула.
И ныне саднит и горит
Над сердцем самым
Шрам багровый.
Так что ж теперь?
Не говорить,
Перечеркнуть,
Забыть, простить,
Чтоб это повторилось снова?



Алексей КАСАТКИН,
ветеран Великой Отечественной войны,
кавалер боевых орденов Красной Звезды,
Отечественной войны, медали «За Победу над Германией».
Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет