Высшая школа будущего: фундаментальность и креативность

#9 от 12.06.2014

Марина Косенко, студентка гр. ИФ-61б, специалист по связям с общественностью пресс-службы НТУ «ХПИ», участвовала в работе Школы международной журналистики для студентов Юга и Востока Украины, проводившейся в Украинском католическом университете во Львове. Одной из тем, обсуждавшихся участниками школы и руководителями – экспертами в области образовательных технологий – была концепция образования, модернизация образовательной системы в Украине.

За последние десятилетия с развитием информационного общества она претерпела существенные изменения. Если раньше ее целью было дать учащемуся определенный набор знаний и умений, которые он потом будет использовать в жизни, то теперь образование заключается в умении учиться, находить информацию, собирать ее и анализировать. В этом контексте также упоминается понятие критического мышления, а также другие компетенции, которые формируют личность современного выпускника университета. Марина задала участникам дискуссии несколько вопросов.

– Назовите, пожалуйста, ряд качеств и компетенций, которые, по Вашему мнению, формируют личность современного выпускника университета.

Андреас Умланд (Германия), член научно-экспертного совета парламентского комитета евроинтеграции Украины:

– Выпускники университетов должны, прежде всего, обладать базовыми знаниями, а также ключевыми квалификациями, такими как: методология и техника анализа, статистические и сравнительные методы, методологические знания, знания того, как из анализа выводить заключения, и умение писать проекты. Необходимы специалистам и определенные практические навыки. Все еще существует старый миф о том, что образование – это исключительно лекции, которые студенты сначала записывают, а потом повторяют преподавателям на экзаменах. В определенной мере это нужно и можно, но сегодня эти знания быстро устаревают: то, что сегодня актуально, становится со временем неактуальным. Кроме теоретических знаний, выпускникам необходимы навыки самостоятельного мышления, а также умение писать, внятно и доступно излагать свои мысли.

Карина, студентка Одесского национального университета имени И.И. Мечникова:

– Прежде всего, необходимо преодолеть пассивность студентов и их стремление получать высшее образование только ради корочки. Нужно, чтобы студенты были заинтересованы в учебе, тогда у них все получится. Необходимо возбудить у них интерес к получению знаний, после чего появится желание учиться самостоятельно. Студенты должны знать историю своей страны, вуза, в них нужно воспитывать национальную гордость, способствовать их личному самоопределению.

– Должен ли специалист обладать набором базовых, фундаментальных знаний, которые являются общими для всех профессий? Или задача университета состоит в том, чтобы научить студента получать эти знания самостоятельно?

Владимир Павлив, преподаватель кафедры журналистики Украинского католического университета (Львов):

– Лучше, чтобы студент имел знания для реализации профессии, а не только навыки поиска информации. Необходимо также принимать во внимание, какие это науки: точные или гуманитарные. Математик и физик должны владеть знаниями, здесь от этого не уйдешь. Другое дело, что филолог может формировать свое мировоззрение и углубляться в наиболее интересные ему аспекты. Если человек сформирован как личность, он сам определяет направления. А в точных науках – обязательно база. Как же иначе?

Карина:

– Определенный фундамент нужен обязательно, хотя бы для того, чтобы сформировать круг понятий и базовых знаний, чтобы дальше в профессии, да и в жизни, человек не делал ошибок.

От автора: платить или не платить?

К дорогим вещам мы обычно относимся бережнее, чем к бесплатным. Предполагается, что и студент, платя за обучение, будет относиться к нему с большей ответственностью. Конечно, если он будет получать его в надлежащем качестве. С другой стороны, должна ли плата за обучение быть высокой? Настолько высокой, что без кредитов или серьезной поддержки со стороны родителей – никак. Ведь это создаст определенные барьеры для желающих учиться, повлияет на социальные лифты. И как тогда должны финансироваться вузы?

– Должно ли образование быть платным?

Андреас Умланд:

– В США есть схемы для поддержки в виде стипендий для малоимущих студентов, сильных студентов, различных меньшинств. Там функционирует более разнообразная система финансирования обучения: от предоставления кредитов или помощи со стороны родителей до полной поддержки учебы через стипендии. В Германии же образование финансируется государством, и мне кажется, эта система неустойчива и она долго не продержится. Нужно большее разнообразие: государство должно поддерживать малообеспеченных студентов, но не всех. В Германии вузы также обладают высокой степенью автономии и академической свободы. Хоть образовательный сектор финансируется государством, оно особо не вмешивается в академическую деятельность вуза.

Владимир Павлив:

– То, что достается бесплатно, не очень ценится, поэтому плата должна быть такой, чтобы она не дискриминировала никого в стране, и чтобы человек при желании сам или с посторонней помощью мог обеспечить себе средства на учебу. Не исключается возможность кредитования, если студенты будут знать, что, получив хорошее образование, они найдут хорошую работу.

Барьер должен быть, но невысоким. Тенденция скандинавских стран к обеспечению своих граждан возможностью получить бесплатное образование обуславливается тем, что у них есть многолетний опыт в построении системы финансирования вузов, и они пришли к этому от бедной страны, где обучение платное, до богатой страны, где оно бесплатное. У нас, к сожалению, бесплатное обучение ассоциируется с советской системой, которая привела к коррупции. Поэтому наш выход – сделать его платным, но доступным.

Карина:

– Бесплатное образование – это ловушка. Когда человек платит за услугу, он готов осознанно ее получать. Однако бюджетные места в вузах должны быть, безусловно. Это создает определенный стимул к обучению.

От автора: билет в науку или в жизнь?

Во времена Советского Союза высшее образование получали почти все. Без заветного диплома, неважно, какого вуза, сложно было устроиться на мало-мальски приемлемую работу. Вот и шли все поголовно в университеты, тем более, что билет в светлое будущее был бесплатным, еще и стипендию платили в процессе его получения. Но нужно ли это всем? И насколько? Нужно ли человеку, который не планирует идти в научную или управленческую деятельность, учиться полные 5 лет в магистратуре? Или достаточно трех-четырех лет бакалавриата или вообще колледжа?

– Все ли должны получать высшее образование?

Андреас Умланд:

– Высшее образование должны получать не все, но как можно большее число людей. Особенно те, кто хочет учиться. Потребность страны в высокообразованном населении зависит от потребностей ее промышленности. Чем больше развита промышленность и экономика в целом, тем больше нужно специалистов, чтобы поддерживать это развитие.

Владимир Павлив:

– Нужно не всем. Пора понять, что диплом не дает никакой гарантии хорошей работы и зарплаты. Со временем высшее образование будут получать те, кто имеют к этому достаточные способности, а также те, кого будет привлекать наука, чей карьерный рост невозможен без высшего образования.

Карина:

– Если человеку хватает знаний – это хорошо. Если он хочет работать в сфере, которая требует более глубоких знаний, он может пойти на специализированные курсы. Но это не касается медиков, юристов и т. д., где подготовка должна быть по-настоящему серьезной.

От автора: мастер на все руки или мастер без рук, но с головой?

В современном мире существует такая тенденция, что работодатель ожидает от своих сотрудников многофункциональности. Он должен быть креативным, легкообучаемым и способным выполнять самые разнообразные задачи – и компьютер настроить, и статью написать, и шуруп вкрутить. Но как же быть с настоящими узкопрофильными профессионалами?

– Что предпочтительнее, узкая специализация или многопрофильность?

Андреас Умланд:

– Специалисты требуются и узконаправленные, и широкопрофильные, а в идеале – обладающие одновременно и теми, и другими качествами. Существует тенденция роста потребности в более узкой специализации, поскольку с технологиями вырастает сложность процессов. С другой стороны, есть профессии, где узкая специализация не нужна: там люди должны разбираться в правовой системе, политике, философии, экономике. В таких специалистах также может быть потребность промышленности. Нужна также определенная гибкость. Знания все быстрее стареют. Те компетенции, что сегодня означают хорошую квалификацию, через 10 лет требуют усовершенствования.

Владимир Павлив:

– Потребность в многопрофильности зависит от профессии. Теоретически широкая специализация – это хорошо, поскольку, чем большим количеством направлений интересуется человек, тем проще ему сформировать узкую специализацию, в которой он станет наиболее успешным.

Карина:

– Желание нанять многопрофильного специалиста, мастера на все руки идет от желания сэкономить на зарплате.

От автора: какой он – украинский вуз будущего?

Итак, каким, по мнению общественности, должен быть идеальный вуз в Украине, который станет звеном в общей образовательной системе? Какие его основные черты и характеристики?

Автономия. Независимость. Свобода. Эти три слова в контексте университета означают, что никакие политические силы не должны влиять на деятельность образовательной системы. Не только по документам, как это прописано в Magna Charta Universitatum, а в действительности. Не стоит при этом преуменьшать важность эффективной работы Министерства образования, как центрального координационного центра, ведь оно функционирует как структура, контролирующая соблюдение государственными университетами стандарта качества. Специалисты, получившие высшее образование в соответствии с этим стандартом, должны обладать базой фундаментальных и теоретических знаний, особенно это касается точных наук. Прочные базовые знания позволяют специалисту охватить и смежные отрасли, которые часто находятся на стыке наук. Это делает специалистов многозадачными, расширяет их круг компетенций. Помимо этого, выпускник вуза должен уметь самостоятельно находить нужную ему информацию, анализировать ее и оформлять в письменном виде.

Высшее образование нужно не всем. Но все, кто хочет – добро пожаловать, если есть желание, возможности и настроение.

В этом мнения многих сходятся. А еще – если есть и потребность экономики государства в специалистах – вообще замечательно. Сколько это будет стоить самим учащимся – вопрос желания и способностей. Можно получить грант, можно стать счастливчиком и попасть на бюджет – тогда платить не нужно. А если не получилось – придется выложить определенную сумму, но небольшую, посильную.

И напоследок, университет будущего Украины – это еще и атмосфера любопытства и креатива, где каждый занят свои делом и выполняет его с максимальной отдачей. Где студент сам выбирает, как ему учиться, когда и у кого. Не потому, что так надо, а потому, что нравится и хочется.

 

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет