90 лет со дня выпуска первого отечественного гусеничного трактора

[Материалы подготовлены сотрудниками Музея истории НТУ «ХПИ».]
#6-7 от 30.04.2014

Немало славных страниц вписано в историю страны выпускниками НТУ «ХПИ». Одна из них – создание и производство первых в Советском Союзе гусеничных тракторов на Харьковском паровозостроительном заводе (ныне ГП «Завод имени В.А. Малышева»).

Тракторостроение для ХПЗ было совершенно новым видом производства. Только в 30-е вступят в строй крупнейшие тракторостроительные заводы: Сталинградский, Харьковский и Челябинский.

Так как на заводе, да и в стране, не было опыта конструирования и производства гусеничных тракторов, в качестве прототипа был закуплен в Германии трактор фирмы «Ганомаг» с двигателем мощностью 38 л. с. В течение 1923 г. конструкторами под руководством инженера К.И. Марьина были разработаны рабочие чертежи трактора с увеличенной мощностью двигателя до 50 л. с., который должен был работать на керосине и бензине. В работе над проектированием трактора с самого начала участвовал выпускник ХТИ И.Н. Алексенко. Важную роль в становлении тракторного производства на ХПЗ сыграл назначенный в апреле 1924 г. начальником тракторного цеха молодой инженер, выпускник ХТИ А.Д. Брускин. Выпускник механического отделения Харьковского технологического института, он учился в аспирантуре, стажировался в Германии. С 1924 г. работал на паровозостроительном заводе инструктором, механиком тракторного цеха, а с апреля 1924 года – начальником тракторного цеха, одновременно преподавал в Харьковском технологическом институте.

Общими усилиями конструкторов и производственников к 1 мая 1924 г. был выпущен на ХПЗ первый в СССР гусеничный трактор с двигателем мощностью 50 л. с. Назвали его «Коммунар». На первомайской демонстрации этот трактор двигался во главе заводской колонны по ул. Сумской. Впоследствии успешно выдержал полевые испытания. Харьковская газета «Пролетарий» 4 сентября 1924 г. писала: «...Трактор ХПЗ – первая ласточка в сельском хозяйстве Украины...». В 1926 г. трактор «Коммунар» участвовал во Всесоюзном тракторном пробеге и показал наивысшие результаты. Началось серийное производство тракторов «Коммунар». В 1924–25 гг. было изготовлено 43, в 1925–26 гг. – 102, 1928–29 гг. – 202 трактора. Новаторским был метод сборки тракторов «Коммунар», разработанный на ХПЗ. Впервые четкий технологический процесс сборки осуществлялся на десяти тележках транспортера – разновидности конвейера.

Талантливого инженера А.Д. Брускина не мог не заметить нарком С. Орджоникидзе. В январе 1930 г. А.Д. Брускин работал главным инженером строительства, техническим директором, а с 1932 г. – директором Харьковского тракторного завода. Карьера талантливого инженера развивалась стремительно: он стал директором Челябинского тракторного завода, далее – заместителем наркома тяжелой промышленности СССР и наркомом машиностроения СССР. Жизнь талантливого инженера и организатора трагически оборвалась. По клеветническому обвинению в 1938 г. он был арестован, осужден военной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказания, реабилитирован посмертно.

В период производства с 1924 по 1931 годы было выпущено около 2000 тракторов «Коммунар». Основное назначением машины была работа с плугом, а также использование в виде транспорта. Но он также активно эксплуатировался и в Красной Армии в качестве артиллерийского тягача.

На базе этого трактора в 1931 г. был изготовлен более мощный трактор-тягач «Коминтерн», разработкой которого занимался выпускник ХТИ 1930 г., будущий главный конструктор Харьковского тракторного, дважды лауреат Государственной премии, профессор Николай Гордеевич Зубарев. Дальнейшее развитие тракторостроения в Украине связано с именем еще одного выпускника Харьковского технологического института, известного ученого, основателя харьковской школы тракторостроения, академика Украинской академии сельскохозяйственных наук, первого заведующего кафедрой тракторостроения, декана факультета тракторного и сельскохозяйственного машиностроения в 1950–1962 гг., доктора технических наук, профессора М.И. Медведева.

 

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет