Один из основных тезисов Болонской декларации – наличие двухступенчатой структуры образовательно-квалификационного уровня. Наш университет, выполняя это требование, еще в 1996 году начал многоступенчатую подготовку, включающую степени бакалавра и магистра.
Одной из составляющих эффективной подготовки является конкурс бакалаврских работ и проектов, указывающий на успехи и недоработки студентов и преподавателей. Ведь многие кафедры используют проведение конкурса для того, чтобы «присмотреть» кандидатов на поступление в магистратуру. А если студент и дальше покажет себя отлично, то у него есть все шансы на поступление в аспирантуру.
В 2004 году в конкурсе приняли участие студенты-бакалавры 17 факультетов, которые подали на рассмотрение комиссии 116 научных работ и проектов. А призовые места распределили так: первое место присуждено 30 работам, второе – 15 и третье – 15. Лучшим стал факультет химического машиностроения, четверо студентов которого заняли первое место.
Подводя итоги конкурса бакалаврских работ и проектов, мы отметили, что темы представленных проектов актуальны и посвящены вопросам разработки современных технологических процессов, значительная часть представленных работ связана с госбюджетной и хоздоговорной тематикой. Многие работы отличаются высоким научным и техническим уровнем, актуальностью задач, решаемых конкурсантами, а также широким использованием современных программных комплексов и созданием оригинальных программ для решения поставленных задач.
Конкурсная комиссия сделала и свои замечания к поданным работам – отсутствие во многих из них выводов либо не чёткая их формулировка, отсутствие раздела информационного обзора и сравнительной оценки, а, следовательно, и обоснования выполнения данного проекта. Также не все работы в полной мере отвечают оценочным показателям. Член конкурсной комиссии, доцент кафедры АУТС В.С. Тройников отметил, что не всегда правильно применяются термины «работа» и «проект»:
– Порой встречаются в одном документе, например в отзыве руководителя, определения «проект» и «работа». Аналогично, в пояснительной записке студента на титульном листе написано «проект», а на листе задания «работа».
В этой связи мы разработали некоторые рекомендации для дальнейшего проведения конкурса бакалаврских работ и проектов в НТУ «ХПИ», ведь они отличаются и по форме, и по существу, поэтому мы предлагаем конкурс проводить отдельно по двум направлениям. Мы разрабатываем две системы критериев оценки и нормативные документы по выполнению и оформлению работ и проектов. Особые требования будут к оформлению, ведь в 2004 году некоторые работы были поданы в рукописном виде, а из-за плохого почерка мы не смогли их должным образом оценить. Но надеемся, что в этом году кафедры предоставят студентам возможность не только делать расчеты на компьютерах, но и сделать набор текстов.