|
7 февраля группа студентов из НТУ «ХПИ», Национального университета «Киево-Могилянская академия», Ужгородского национального университета, Закарпатского государственного университета (Украина) и Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (Беларусь) вернулась из Бредфордского университета (Англия). Возможность такой поездки появилась благодаря долгосрочной программе международной организации TEMPUS «Инновационные лаборатории (Иннолаб): использование открытых инновационных обучающих платформ и активных исследований в обучении предпринимательской деятельности».
Программа поездки предполагала командную работу студентов из различных университетов над инновационными проектами в определенной сфере. Координаторами выступили менторы из Бредфордского университета, которые организовывали общение между группами и отдельными членами команды, анализировали идеи и собирали их в отдельные логически завершенные проекты. С ними ознакомились бизнесмены-текстильщики и преподаватели университетов, участвующих в программе.
НТУ «ХПИ» представляли четыре студентки: Дарья Марута (ЭК, 5 курс), Марина Косенко (ИФ, 3 курс), Екатерина Пастбина (ЭИМ, 5 курс), Екатерина Карасик (ЭИМ, 5 курс). Студентов, приехавших из Украины и Беларуси, распределили по группам, в которых они работали до завершения проекта. Группы были по-настоящему интернациональными. В каждой команде был как минимум один носитель английского языка, что позитивно сказалось на интернациональном опыте украинских и белорусских студентов, а также помогло им привыкнуть к общению на английском языке.
Мы ознакомились с особенностями и историей текстильной промышленности Бредфорда, который стал одним из центров ее зарождения более 100 лет назад. Сначала возникли единичные производства, потом – целые цеха и фабрики. Появилась потребность в центре, который бы систематизировал полученные в процессе производства знания, разрабатывал новые материалы, изучал технологии и готовил специалистов для данной отрасли. Так и появился университет Бредфорд. Сегодня это крупный научный и образовательный комплекс, в котором учатся студенты из многих стран мира. Одной из главных тенденций, активно поддерживаемой университетом, является развитие круговой экономики, системы, в которой достигается максимальное использование всех доступных ресурсов, минимизация потерь, а также разработка технологий вторичной переработки отходов, мусора и продуктов, у которых завершился срок использования.
|
И в рамках проекта студентам предложили выдвинуть инновационную идею, которая должна касаться исключительно текстильной отрасли Бредфорда или Англии в целом. Мы должны были обосновать необходимость реализации идеи, описать ее пользу для отрасли, региона, страны и общества в целом, а также наметить ориентировочные пути реализации. Конечно же, каждой команде помогал ментор. Студенты также советовались и получали квалифицированные консультации у менеджеров различных компаний. Каждая команда презентовала свою идею в виде описания проекта и видеоролика. Аудитория, в которой были и преподаватели из различных вузов – участников проекта, и студенты, и представители различных фирм, могла пообщаться с докладчиками, задать им интересующие вопросы, а также высказать свое мнение по поводу проекта. Было и жюри, состоящее из преподавателей университета, менеджеров и специалистов отрасли, которое выбирало наиболее понравившуюся идею.
Организаторы проекта поблагодарили участников и отметили их хорошую языковую подготовку, умение излагать свои мысли на английском языке и высокий потенциал к инновациям и креативному мышлению. По их словам, все команды проделали большую работу, многое открыли для себя и научили новому своих коллег, и, что самое главное, они осознали, что инновационное и креативное мышление – один из важнейших аспектов предпринимательской деятельности, а также движущая сила развития общества в целом. Все участники проекта Иннолаб выразили пожелание дальнейшего плодотворного сотрудничества в рамках инновационных лабораторий.
Марина Косенко (ИФ, 3 курс):
«Поездка в Бредфорд была интересна для меня сразу по двум аспектам. Первый из них – языковой. Как студенту филологической специальности, для меня полезно полностью погрузиться в языковую среду со множеством различных акцентов и диалектов английского и применить полученные в университете знания на практике. Это также незаменимый опыт межкультурного общения: возможность вести диалог с представителями других культур, наблюдать их привычки, обычаи и поведение, попытаться понять их образ мышления.
|
Второй аспект связан с моим первым образованием в сфере экономики и связей с общественностью. Работая над групповым проектом, приходилось решать множество задач и опять же на практике применять те знания и концепции, о которых когда-то рассказывали преподаватели. И это было действительно здорово!
Но самым главным в этой работе было придумать свою инновационную идею по четко заданному кейсу. Моя команда подошла к задаче достаточно креативно, но максимально реалистично, и в результате у нас получился, своего рода, бизнес-план. С моей точки зрения, работать над решением поставленных задач гораздо приятнее, чем описывать фантазии.
Получат ли наши идеи шанс на реализацию, я не знаю, но очень надеюсь, что в дальнейшем проект «Инновационные лаборатории» и другие программы по обмену студентами будут реализовываться при участии НТУ «ХПИ». Это положительно повлияет на репутацию нашего вуза не только в Украине, но и за ее пределами.
Особенно хочу отметить библиотеку Бредфордского университета. В ней можно было просто жить: огромный выбор специальной и художественной литературы, возможность самому ходить между стеллажами в поисках чего-то интересного, множество разнообразных зон читального зала: для коллективных обсуждений (где можно немного шуметь), для индивидуальной работы (где шуметь нельзя), зон с компьютерами, а также отсутствие запрета на употребление чая, кофе и небольших закусок и сладостей просто не могло оставить меня равнодушной. Я влюбилась в это место. К тому же библиотека открыта в будни круглосуточно!»
Екатерина Пастбина (ЭИМ, 5 курс):
«Поездка в Бредфорд была наполнена многими интересными событиями. Например, мы слушали лекцию Кристоса Калантаридиса «Инновации и предпринимательство», после которой мы могли обсудить вопросы и проблемы данной отрасли. На экскурсии в Бредфордском текстильном колледже мы могли рассмотреть ткани, которым более чем 100 лет, а в мастерской придумывали самые разнообразные изделия из тканей.
На выходных мы ездили в Солтейр – маленький текстильный городок со множеством фабрик и заводов, а в последний день побывали на экскурсии на текстильной фабрике «Camira», где увидели процесс изготовления ткани.
Конечно же, эта поездка для меня была незабываемой и прекрасной! Это здорово – знакомиться с интересными людьми, путешествуя по разным городам Англии, и улыбка не сходит с твоего лица целыми днями!»
Екатерина Карасик (ЭИМ, 5 курс):
«Честно говоря, я немного побаивалась полета, но и радовалась, предвкушая начало чего-то нового! Переживания и страх остались позади, когда мы ступили на английскую землю.
Не сразу, правда, нашли свой кампус, хоть и вооружились соответствующим фото. Но звоним координатору с криками о помощи – и чудо свершилось! К нам бежит веселый парень Мариус, даря каждому по лучезарной улыбке. (Может это Мариус такой особо жизнерадостный, или все англичане такие? Как выяснилось позже, все! Англичане кажутся такими умиротворенными, счастливыми и открытыми). А кампус был совсем рядом.
Поднимаемся по ступеням, заходим в какую-то дверь, поворачиваем и оказываемся на кухне! Да еще и не одни. Кто эти люди? Это студенты из Ужгорода, Киева и Гродно. Уже накрыт стол – нас ждет горячая пицца, чай и сладости. Наевшись, познакомившись, обсудив планы на будущее, мы направились в свои комнаты. Да, да у каждого из нас были свои личные хоромы с «местом для уединения».
Следующее утро традиционно началось с овсянки и кофе (в моем случае, не с чая с молоком). Этот день мы провели, блуждая по текстильным тропам Брэдфорда: текстильный колледж, мастерские. А потом началась работа в командах – мы должны были разработать идеи по переработке и утилизации данных материалов, и в последующие дни думали над тем, как же можно улучшить положение текстильной промышленности Англии!!!
Отчет о проделанной работе в 1500 слов плюс видео – и вот мы у цели. Сидим в конференц-зале, волнуемся, переглядываемся с нашими преподавателями. Каждая команда надеется на победу. Жюри провозглашает речь, говоря о масштабе проделанной работы. (Барабанная дробь!) Приз за лучшее видео получила команда E, в которую входила Екатерина Пастбина (ЭИМ-29), а первое место получила команда A, в которую входила я, Катя Карасик. Получили награду за лучшее инновационное изобретение, а придумали мы новую ткань, которая способна впитывать влагу. Из этой ткани планировалось производство штор, аксессуаров для ванной комнаты, роллетов, ведь нашей основной задачей было придумать способ борьбы с повышенной влажностью в ванных комнатах, саунах, бассейнах и тем самым победить плесень.
Но было у нас и свободное время: мы посетили Манчестер, Йорк и Солтейр, ходили по магазинам, побывали на джазовом концерте и salsa party, общались с интереснейшими людьми! Что может быть ценнее новых впечатлений и эмоций, которые останутся с нами на всю жизнь?»
Дарья Марута (ЭК, 5 курс):
«Суматоха с оформлением документов, закрытие сессии, страх и сомнения… Хотя какие сомнения?! Ведь нам выпал такой шанс: увидеть совершенно другой мир, людей, иную структуру общества, нравы, менталитет, познакомиться с другим образом мышления… Несколько часов в самолете, непривычных для моего вестибулярного аппарата, и вуаля! United Kingdom of Great Britain and Nothern Ireland. WOW!
Ночь, улица, фонарь, аптека… Ну, почти так, только ночь, улица, дождь, четыре студентки с двухнедельными запасами вещей и никакой ориентировки на местности. Спешу заметить, что все пойманные нами местные студенты были предельно вежливы и приветливы, стараясь нам помочь, позвонить, проводить, однако в конечном итоге виновато улыбались и советовали поискать еще. Ментор летел к нам быстрее ветра, галантно «отобрал» чемоданы и в кратчайшие сроки разместил блуждающих харьковских студентов в хостеле, перезнакомив с остальными участниками из Ужгорода, Гродно и Киева. Наконец-то долгожданные еда и сон. «Шоу» начинается: экскурсии, лекции, опять экскурсии, работа в мастерской, мозговой штурм и разработка инновационной идеи, поиск информации, обсуждение и создание общей концепции – так можно коротко описать наше пребывание. Только очень коротко. Но так с утра до вечера. А потом ты возвращаешься в хостел полумертвый, но в предвкушении трех-четырех часов сна, и очень счастливый оттого, что день прожит крайне интересно, необычно, продуктивно.
А чего только стоит языковая практика с носителями языка! Студенты Бредфордского университета всячески подбадривали нас и пытались понять, объясняли. Особенно приятным было общение с менторами группы В, участником которой я была, Мариусом и Рутой, они были строги и справедливы.
Так прошла неделя практически адского труда – было готово пять проектов, пять презентаций и видео. Все группы постарались на славу, каждый получил сертификат. И для меня не важно, какая команда победила, важно, что каждый из нас провел это время незабываемо!
И конечно, я благодарю Кристаса Калантаридиса за интереснейшие лекции по менеджменту, Карен Киркпатрик, которая занималась организацией и всячески старалась сделать наш визит более интересным, менторов и студентов, с которыми нам пришлось работать, и НТУ «ХПИ» за предоставленную возможность ознакомиться с системой образования в одной из самых передовых европейских стран».