О работе педагогической мастерской
Сегодня нельзя не говорить о ряде разрушительных тенденций в нашем обществе, напрямую связанных со сферой образования, которое несет свою часть ответственности за кризисные ситуации, сложившиеся в социальной, экономической и духовной жизни. В этой связи в ходе работы нашей мастерской участниками активно обсуждалась роль образования и его потенциальная способность преодоления нарастающих негативных тенденций. Путь к этому – развитие и внедрение высоких образовательных технологий (в США их называют супертехнологиями), которые могут обеспечить пробуждение мотивации к обучению и эффективное развитие способностей человека. Прежде всего, это относится к развитию таких базовых способностей, как:
- умение учиться, учиться на протяжении всей жизни;
- способность к самостоятельному независимому суждению, без чего человек не находит опоры в жизни и либо слепо следует авторитетам, либо обречен на недоверие и бессмысленный критицизм;
- творческое мышление, становящееся главной производительной силой.
Исходя из известной максимы, что учить человека можно только всесторонне зная человека, и обучение есть непрерывный, никогда не прекращающийся процесс познания личности, в центр работы мастерской был поставлен образ человека. Это вызвало подлинный интерес участников работы мастерской (а их было более 50 человек), открывших для себя новые подходы к анализу личности. Этот анализ разработан на основе современного антропософски ориентированного человековедения Рудольфа Штайнера. Его подходы закладывают основы развития свободы и индивидуальной, и социальной ответственности личности. Поэтому большой интерес слушателей вызвали положения, вытекающие из образа человека – вовлечение в процесс познания целостного человека, т. е. не только его интеллекта, но и его эмоциональной и волевой деятельности, активизируемых Я-сознанием личности. Активизация деятельности собственного Я-индивидуума способствует пробуждению его воли, которая подкрепляется стимулами знания, развития, совершенствования. Тем самым выявляются конкретные подходы к решению важнейшей проблемы образования – усилению мотивации через пробуждение воли.
Активно работающая воля человека помогает освоить такой путь познания, на котором возможно пробуждать энтузиазм, выращивать творческие способности, создавать условия самореализации личности и таким образом осуществлять позитивные изменения в обществе. Принципы и процессы такого образования, представленные в работе мастерской, вызвали много вопросов, энтузиазма и не оставили равнодушными никого из многочисленных слушателей.