«Опыт использования игрового проектирования при подготовке специалистов гуманитарного направления»

#3 от 28.02.2014

Такую педагогическую мастерскую провела доцент кафедры педагогики и психологии управления социальными системами И. Г. Васильева. Ее участники ознакомились с опытом применения игрового проектирования (ИП) в процессе преподавания психолого-педогогических дисциплин специалистам гуманитарного направления для формирования их будущей конкурентоспособности. Были рассмотрены результаты проведения ИП в подготовке как психологов-магистров в рамках курса «Психология организации», так и экономистов в рамках курса «Психология и педагогика».

Особое внимание участников мастерской привлекли показанные фрагменты фото- и видеозаписей, сделанных самими студентами при апробации в отделах, коллективах организаций собственных уникальных проектов по решению таких проблем, как «Стресс на рабочем месте и пути его преодоления», «Распределение и значение ролей при работе в команде». Вниманию участников были также предложены презентации проектов психологов на защитах перед комиссиями НТУ «ХПИ» в разные годы (2012 и 2013 гг.).

Таким образом, была выявлена основная особенность ИП у психологов – перерастание игрового проектирования в проектно-деятельную игру, поскольку процесс ИП начинался с функционально-ролевых позиций и заканчивался апробацией проекта в структурных подразделениях НТУ «ХПИ» или в организациях Харькова.

Нельзя не отметить профессионализм студентов, подтверждаемый многочисленными отзывами участников тренингов и уровнем составленных ими рекомендаций для коллективов по результатам тренингов в процессе ИП и апробации.

Результаты игрового проектирования экономистов в рамках курса «Психология и педагогика» были представлены видеороликом с фрагментами защит проектов всех 4 команд экономистов на тему «Модель конкурентоспособного экономиста».

Участники педмастерской смогли оценить активность, креативность, профессионально ориентированные умения студентов взаимодействовать в командах, их научный подход к теме проекта, выдумку и креативность при использовании элементов деловых игр, психодрамы, вербальных и невербальных средств общения, а также других знаний и навыков, полученных на практических занятиях по психологии.

Проекты «Моделей конкурентоспособных экономистов» студенты смогли разработать в результате группового усвоения знаний психологии личности и её формирования, а также на основе самодиагностики и опроса уже состоявшихся специалистов. Все это способствовало составлению каждой командой своей авторской модели конкурентоспособного экономиста, которые авторы и представляли на защите ярко, красочно и с большим энтузиазмом.

Завершая занятия в педагогической мастерской, участники обсудили дальнейшее развитие и потенциал игрового проектирования. Все присутствующие были приглашены в качестве экспертов к обсуждению вопросов о возможностях и процессе развития игрового проектирования.

Обсуждались следующие вопросы: способствует ли ИП формированию познавательного интереса к обучению, повышению мотивации к профессиональной деятельности, плодотворному сотрудничеству студента и преподавателя; какие способности активизируются в результате самостоятельной подготовки игровых проектов и др.

Первая экспертиза дала все без исключения положительные ответы на поставленные вопросы. А доброжелательные высказывания и пожелания участников не оставили сомнений, что педагогическая мастерская удалась!

 

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет