|
В Национальном политехническом университете «Харьковский политехнический институт» на кафедре интегрированных технологий, процессов и аппаратов в 2008–2009 гг. разработана концепция комплексного инновационного игрового проектирования. Результаты дальнейшего развития этой концепции представлены в работе педагогической мастерской «Комплексні інноваційні проекти як фактори забезпечення технічної творчості студентів» XII Международной школы-семинара (руководитель – профессор С.И. Бухкало).
Многофакторность методологии обсуждаемой темы в виде презентаций и докладов преподавателей (С.И. Бухкало, О.И. Ольховская), научных сотрудников НИИ (Н.Н. Зипунников) и студентов (группа И-39) предопределила мотивированный творческий профессиональный интерес и активность всех участников семинара. Обсуждение результатов проведения комплексных инновационных проектов показало многовариантность проникновения глобализационных процессов в современные педагогические технологии. Реализация тенденций глобализационных процессов в контексте комплексных инновационных проектов позволяет решать задачи технологии и проектирования в области ресурсо- и энергосбережения. Можно отметить, что в рамках комплексного проектирования постоянно совершенствуются методы развития технического творчества студентов и расширяется количество участников проекта (группы НТУ «ХПИ»: БФ-18а,б, 19а; ИТ-27б, 87в, 49, 27м; И-39; 0-40; юридической академии, ХНУВС и ХНУСА: МО-41, 42), преподаватели (Н.Н. Зипунников, О.И. Ольховская, А.В. Сериков и др.) разных факультетов и высших учебных заведений. Работа вышла и на европейский уровень, участвуя в энергетической неделе, проводимой ЕС в 2013 г.
Основные методические положения концепции внедрения в учебный процесс комплексного инновационного игрового проектирования неоднократно презентовались в докладах и презентациях на заседаниях Методического совета НТУ «ХПИ»; на международных научно-методических конференциях по вопросам фундаментального образования и формирования гуманитарно-технической элиты, а также развития научно-технического творчества студентов.
Представленные в экспонатах, эти работы завоевывали награды международных выставок: «Инноватика в образовании Украины» (2009 г.) – первое место; «Современные учебные заведения 2011» – Гран-при НТУ «ХПИ», первое место и золотая медаль в номинации «Внедрение системы компетенций – как основы подготовки конкурентоспособных специалистов в высшей школе» – научный руководитель профессор С.И. Бухкало.
По результатам разработки этой концепции в сборнике научных работ «Вестник НТУ «ХПИ» (серия «Инновационные исследования в научных роботах студентов») за последние 2 года опубликовано 22 статьи совместно со студентами.
Участники работы педагогической мастерской (свыше 40 человек, из них более 10 из других организаций) пришли к общему выводу, что в результате проведения комплексного межвузовского инновационного проектирования студенты получают глубокие знания по основным изучаемым курсам и навыки для проведения самостоятельной научной работы. Было отмечено, что в подготовке и реализации таких проектов необходимо участие ведущих преподавателей соответствующих дисциплин НТУ «ХПИ» и других вузов, а также научных сотрудников профильных НИИ.
Высоко оценивая уровень организации комплексного межвузовского инновационного проектирования в НТУ «ХПИ», участники семинара высказали пожелание: с целью дальнейшего расширения этой деятельности и распространения опыта создать на базе нашего университета современный исследовательский, оснащенный необходимым оборудованием и приборами, центр, что позволит переместить исследовательский потенциал в новое русло глобализационных процессов.