|
В нынешнем году мы празднуем 40-летний юбилей подготовительного факультета для иностранных граждан НТУ «ХПИ». 40 лет исполняется и кафедре естественных наук, которая со дня создания подфака следует курсу, намеченному основателями, на обеспечение качественной подготовки иностранных студентов по дисциплинам естественнонаучного цикла.
Огромная благодарность всем тем, кто отдал много сил, вложил часть своей души в становление кафедры и ее работу: Г. И. Прокоповой, А. С. Пономареву, А. Ф. Лучникову, А. И. Лободе, В. П. Гончарову, Б. Н. Андрющенко, С. М. Мелиховой, Р. П. Чигриновой, Л. С. Федоровой, В. И. Небоге, Б. К. Лопатченко, С. И. Евдощенко, Л. И. Черкашиной, С. Б. Данилевичу, Н. К. Полницкой, Н. И. Скрыпиной, З. В. Новосёловой, И. А. Болотному, А. А. Медолазову, Ю. А. Колтакову, Е. А. Шеломову и многим, многим другим. Преподаватели кафедры и сегодня опираются на накопленный вами бесценный опыт!
Традиции и инновации – эти понятия лежат в основе деятельности нашей кафедры. Преподаватели и инженеры находятся в постоянном творческом поиске, чтобы обучать иностранных студентов, которые готовятся получать образование в вузах Украины по инженерно-техническому, медико-биологическому, экономическому и гуманитарному направлениям. Высокая квалификация преподавателей нашей кафедры, их большой опыт работы позволили подготовить новые курсы по восьми общетеоретическим и специальным дисциплинам и начать обучение иностранных студентов экономического профиля по программе бакалавров.
В настоящее время на кафедре работают талантливые профессионалы: 2 профессора, 4 доцента, 3 старших преподавателя и 2 инженера. Каждый из них вносит свой вклад в создание атмосферы, которая формирует стремление к учебе и мотивирует студентов к дальнейшему получению знаний. Наряду с высокой квалификацией и прекрасными человеческими качествами всех членов кафедры, каждый имеет свою нишу в сфере научных интересов и блестяще реализует педагогические идеи на практике. Так, профессоры А. И. Лобода и А. И. Стрельченко, доценты Е. Н. Лапузина и Ю. Р. Гаврылюк проводят интенсивную научную работу по внедрению в преподавание новейших компьютерных технологий и элементов дистанционного обучения. Доценты Л. Н. Лисачук и Ю. Н. Иващенко, старшие преподаватели Л. В. Соловьева и И. А. Ралитная осуществляют межпредметную координацию на факультете и поддерживают тесную связь с общеобразовательными кафедрами нашего университета, а также уделяют большое внимание профессиональной ориентации студентов. Доцент Ю. Р. Гаврылюк и старший преподаватель И. А. Сладких эффективно используют видеоуроки по черчению для самостоятельной работы студентов.
Преподаватели кафедры разрабатывают учебные комплексы (учебные пособия, компьютерные обучающие и контролирующие программы) по естественнонаучным дисциплинам. В процессе обучения студенты используют более 80 учебных пособий и методических указаний, подготовленных коллективом кафедры, среди которых 25 – направленных на обеспечение учебного процесса с группами студентов, обучающихся по программе бакалавров. Это пособия по информатике и программированию, высшей математике, экологии, статистике, деловой этике, теории вероятностей и математической статистике. Инженеры Е. А. Романова и Т. С. Космачева готовят оригинал-макеты этой учебной литературы, активно участвуют в учебном процессе и проведении научно-практических студенческих конференций. Подтверждение высококлассной работы наших преподавателей – призовые места, которые неоднократно занимали наши учебные пособия с грифом МОН в ежегодном университетском конкурсе «Підручник». Это «Введение в специальность. Менеджмент внешнеэкономической деятельности», «Основные понятия и законы химии. Растворы», «Математика», учебно-методический комплекс «Основы информатики».
На протяжении последних лет кафедра разрабатывает и внедряет в учебный процесс инновационные методы преподавания: групповые исследовательские проекты, ролевые игры, ситуационные задания, элементы коммуникативного обучения естественнонаучным дисциплинам. Полученные результаты обсуждаются на научно-методических семинарах, отражаются в многочисленных научных публикациях.
Ярким примером применения коммуникативно-проблемной методики в учебном процессе является качественно новый уровень проведения ежегодных научно-практических конференций для иностранных студентов, а именно, активное использование студентами компонентов ситуативных и компьютерных презентаций, а также диалоговых форм представления докладов. При подготовке докладов студенты наглядно демонстрируют свои успехи в овладении научной информацией на русском языке.
Результат усилий преподавателей кафедры – это, прежде всего, качественная подготовка иностранных студентов по естественнонаучным дисциплинам. Каждый студент для наших преподавателей – особенный, к каждому нужно найти свой подход, заинтересовать, а иногда и заставить учиться. А это очень непросто сделать в многонациональной аудитории с разными традициями, базовыми знаниями и подходами к обучению. Слова благодарности наших студентов, которые давно закончили подфак, – это самая большая награда и стимул для дальнейшей работы. Наши преподаватели не останавливаются на пути достижения совершенства в своей деятельности!