Дворцу студентов 50 лет, а с тех пор как я впервые переступил порог института, прошло уже 57. И все в стенах ХПИ. Так сложилось, что жизнь и работа моя в институте в разные периоды в разной мере была связана с Дворцом студентов: в студенческие годы – воскресники группы ЭМС-136в по разборке завалов (здание в годы войны было разрушено и перед началом восстановления стояли лишь стены с пустыми проемами окон); в период работы в комсомоле (1963–1965 гг.) – проведение активов, конференций, вечеров, слетов; в бытность мою председателем профкома преподавателей здесь мы проводили профсоюзные мероприятия: конференции, отправку детей в пионерлагеря; здесь проходила торжественная и «послеторжественная» часть выпускных вечеров студентов-иностранцев, в которых я принимал участие вначале как член парткома, а затем как проректор по международным делам. Здесь в 1964 г. в танцевальном зале состоялась моя комсомольская свадьба, которую организовали мои товарищи по комсомолу, «сбросившись» по 5 рублей с человека, и этого было достаточно для 150 человек в ней участвующих.
Всего, что связано в моей жизни с ДС в этой заметке, конечно, не рассказать, поэтому остановлюсь на двух очень запомнившихся ярких эпизодах: смотр-конкурс коллективов художественной самодеятельности харьковских вузов в 1964 г. и первом посвящение в студенты ХПИ – с факельным шествием от Дворца студентов через город к памятнику В. И. Ленину на площади (тогда Ф. Э. Дзержинского) – в 1965-м.
В те годы еще не было компьютеров, интернета, черно-белый телевизор был далеко не в каждой семье, тем более в комнатах студенческих общежитий, поэтому на выступления самодеятельности студенты не просто ходили охотно, но иногда далеко не все желающие могли попасть.
Смотр-конкурс самодеятельности вузов был большим событием, определение победителей вносило элемент состязательности, и этим были заражены все: от студентов до ректоров.
Нашим соперником, с которым мы боролись за 1-е место, был университет (тогда им. М. Горького), бывший, в отличие от нынешних лет, единственным университетом в Харькове.
Подготовка к смотру начиналась задолго до его проведения и носила характер всеобщей мобилизации. Проректоры, члены парткома, руководители комсомола и профкомов закреплялись за художественными коллективами и были обязаны обеспечить их полную комплектацию и обеспечить неукоснительное посещение репетиций всеми членами худколлективов. Как секретарь комитета комсомола я отвечал за танцевальный коллектив (более 50 человек). Естественно, что приходилось решать и много других проблем участников самодеятельности (прикрепление к отстающим лучших студентов для помощи в учебе, поселение в общежитие, лечение и др.). Но основной успех все-таки обеспечивали работники Дворца студентов и, надо признать, это были люди высокого полета.
Директор Дворца Александр Аркадьевич Чудновский перешел к нам с поста директора ДК ХЭМЗа – образцового среди заводских ДК. Человек творческий, неуемной энергии, исключительной коммуникабельности, увлеченности и «пробивной» силы, обладая большим опытом весьма сложной работы с «творческой средой» (а каждый из руководителей коллективов был незаурядной самобытной личностью), он при всей эмоциональности своей натуры, благодаря эрудиции и интеллекту, умел найти подход к каждому и успешно решать постоянно возникающие вопросы и проблемы.
Почти все руководители коллективов были люди легендарные.
Хором (его состав доходил до 100 человек) руководил Вячеслав Сергеевич Палкин, впоследствии ставший профессором консерватории, Заслуженным деятелем искусств Украины. Ему удалось создать потрясающий хор, которому удавалось пробуждать в душе слушателя, в зависимости от произведения, и пафос, и грусть, и восторг от необыкновенного звучания.
В те годы элитный эстрадный оркестр возглавлял Александр Исаакович Литвинов, также впоследствии ставший профессором консерватории, Народным артистом Украины.
Театром чтеца увлеченно руководила Зара Тевелевна Довжанская, памяти которой недавно в газете «Время» была посвящена большая статья. Этот коллектив состоял в основном из харьковчан, «интеллектуалов»-отличников, и здесь проблем с посещением репетиций не ощущали.
Самобытным коллективом, всегда имевшим успех, был оркестр народных инструментов (человек 30–40). Им руководил колоритный Михаил Исаевич Молдавский.
Хочу сказать еще об одном коллективе – эстрадном театре. Его ядро составляли студенты кафедры электропривода братья Фокины: Женя (руководитель), Слава и Володя, а также Мери Пачель, поставившие оригинальную миниатюру «Луна», когда на экране под лирическую мелодию двигались и танцевали стройные тени Володи и Мери, игравшие тенью – Луной. Номер этот всегда пользовался огромным успехом. (Владимир Фокин стал известным кинорежиссером, поставившим фильмы «ТАСС уполномочен заявить», «Сыщик»).
Интересно, что их соперником со стороны ХГУ был студенческий театр эстрадных миниатюр «СТЭМ», которым руководил также выпускник кафедры электропривода Валерий Харченко, который впоследствии окончил в Москве ВГИК и тоже стал кинорежиссером.
По мере приближения смотра накал соперничества возрастал. В ХГУ руководство подготовкой осуществляла Валентина Ивановна Астахова – прекрасный организатор, творческий инициативный человек, с увлечением отдававшаяся этой работе. (В 90-е годы она создала Народную Украинскую академию и стала ее ректором).
Стороны активно интересовались состоянием дел у соперников. Наш, как теперь говорят, «мониторинг» показывал, что наши эстрадный оркестр, театр чтеца, оркестр народных инструментов будут первыми, а остальным коллективам предстоит серьезная борьба.
И вот смотр. В первом ряду за столами члены жюри. Зал переполнен. Художественные коллективы смотрятся в едином концерте вуза, и режиссура также оценивается.
Концерт ХПИ был превосходным! По поступавшей из жюри информации, мы побеждали. Но решение жюри утверждалось в «высших» инстанциях, и на следующий день было объявлено, что ХПИ и ХГУ поделили 1–2 места.
В тот же день я был у 2-го секретаря обкома комсомола Володи Токманя (впоследствии помощника 1-го секретаря ЦК ВЛКСМ, а затем – редактора журнала «Студенческий меридиан»).
«Как же так?! Что сказать ребятам, на протяжении многих месяцев выкладывавшихся ради победы?» Володя посмотрел на меня своими мудрыми глазами, улыбнулся: «Скажи, что хотя ХПИ и ХГУ поделили 1–2 места, у вас первого места больше».
Теперь о первом посвящении в студенты ХПИ. Шли 60-е годы идеологической «оттепели». Вузовский комсомол созданием и работой студенческих строительных отрядов с каждым годом проявлял себя как серьезная созидательная и инициативная сила в народном хозяйстве. Был озвучен «Моральный кодекс строителя коммунизма», по мнению многих, очень повторявший положения 10 христианских заповедей. Комсомол ХПИ был инициатором многих идей, поэтому идея принять поступивших в ХПИ студентов и закрепить клятвой «упорно овладевать знаниями, добросовестно трудиться, честно служить Родине» и т. д.» была с энтузиазмом принята комитетом комсомола, поддержана ректором и парткомом, и нам было поручено совместно с Дворцом студентов разработать сценарий и обеспечить подготовку. При обсуждении с активом комитета комсомола все сошлись на том, что это не должно быть обычным собранием в зале ДС с традиционными выступлениями, президиумом за столом, трибуной, а нужно для клятвы создать эмоциональную обстановку. И тогда родилась идея сделать факельное шествие, как это было на прошедшем ранее фестивале демократической молодежи и студентов в Хельсинки, который поддерживался ЦК ВЛКСМ. С А. А. Чудновским согласовали сценарий: торжественная часть на площади перед Дворцом студентов, он обеспечивает платформу для президиума, за нами – размещение факультетов, порядок ведения и организация факельного шествия по ул. Пушкинской и ул. Иванова на площадь Дзержинского, клятва перед памятником В. И. Ленину на площади.
Идея проведения была воспринята неоднозначно. Некоторые члены парткома говорили, что факельное шествие – это Германия 30-х годов, но мы говорили: «Хельсинки», «клятва перед памятником», «память на всю жизнь». Решение обеспечила поддержка двух участников, инвалидов Великой Отечественной войны: секретаря парткома ХПИ Бориса Михайловича Руденко и секретаря горкома партии Олега Михайловича Ярмоловича. Причем, видимо, именно им удалось убедить и более высокое руководство.
Трудность возникла с факелами. В продаже их не было. Конструкцию разработали сами: железная банка с паклей, пропитанной керосином, качающаяся на проволочном рогалике, прикрепленном к деревянной палке. Попробовали на банке из-под сгущенного молока, зажгли и убедились – горит 40 минут – хватит дойти до площади. Но где найти минимум 500 банок, чтобы вручить хотя бы каждому третьему? Совершенно неожиданно член комитета комсомола Боря Лебедев (впоследствии – преподаватель кафедры педагоги и психологии управления социальными системами) нашел их, как ни странно, на мясокомбинате, и банки удалось достать.
30 августа 1965 г. на заседании парткома я докладывал о готовности к проведению посвящения в студенты. Все было готово: выступающие, чаша знаний, факелы, порядок размещения факультетов. Был мобилизован весь наличный комсомольский актив старшекурсников на боковое ограждение, зажжение и выдачу факелов, контроль за порядком в колоннах. Я ответил на вопросы и вдруг кто-то: «А что вы будете делать, если завтра пойдет дождь?». Я оторопел – этого мы не предусматривали. Возникло затянувшееся молчание. И вдруг встает Б. М. Руденко и так уверенно говорит: «Дождя не будет!». Все засмеялись и предложили записать это в протокол.
Дождя действительно не было!
Прошли выступления. Ректор М. Ф. Семко зажег огонь чаши знаний, от нее старшекурсники зажигали свои факелы и стали вручать первокурсникам. Началось пофакультетное движение колонны из арки «Гиганта» вниз по Пушкинской. Тротуары были заполнены харьковчанами. Я шел впереди колонны, перед поворотом на ул. Иванова оглянулся и увидел то, что запомнил на всю жизнь: длинная огненная река, а из арки еще продолжали выходить факультеты.
На площади стояли пожарные машины, бочки с водой для гашения факелов. Когда подошла вся колонна, уже стемнело. В свете факелов были видны взволнованные лица первокурсников, произносивших: «Клянемся. Клянемся. Клянемся».
С площади мы пришли в кабинет директора ДС А. А. Чудновского: я, мои заместители по комитету комсомола Олег Серховец и Толя Северин, члены комитета: Жора Геродес, Боря Лебедев… И долго-долго обсуждали перипетии происшедшего: неужели удалось без накладок сделать то, что вначале казалось невероятным.
С тех пор, когда при обсуждении на заседании комитета комсомола какой-либо сложной задачи кто-то говорил: «а что, если…» и выдвигал непреодолимое препятствие, мы дружно отвечали: «Дождя не будет!!!» и брались за дело.
В порядке эпилога. Шли годы. Менялись директоры Дворца студентов: Лариса Андреевна Гурина, Анатолий Васильевич Долгарев, Константин Константинович Шердиц, Александр Павлович Тишинин, Лидия Митрофановна Петросян. Каждый из них оставил во Дворце студентов частицу своей души.
Занятия наукой, руководство кафедрой, естественно, отдаляли меня от ДС, но на проводимых кафедрой ежегодных научных конференциях в Крыму, на ставших традицией посвящениях первокурсников в студенты я видел лица тех, для кого Дворец студентов дал путевку в жизнь, стал школой жизни или просто самой жизнью: Ирина Бяльская, Толя Мороз, Саша Иванов, Виталий Бондарев, Аркадий Фаустов, Наташа Холодова и многие другие. Однако мне казалось, что того уровня профессионализма и массовости студенческой художественной самодеятельности, накала страстей на смотрах, которые были в годы моей юности, достичь уже невозможо.
Поэтому когда в 2007 г. мы ехали в Бонн по приглашению Генерального консула России Г. А. Геродеса, Л. Л. Товажнянский сказал: «Мы и самодеятельность во Дворце студентов возродим, как в былые времена», я усомнился в силу объективных причин: телевидения, интернета, компьютеризации.
Но когда я увидел концерт по случаю 125-летия ХПИ и побывал на выпускном вечере 6 февраля с. г., понял, что таки правильна формула «Кадры решают все». Приход директором в ДС Анатолия Федоровича Марущенко, самозабвенная работа Наташи Холодовой, Александра Иванова, дружного коллектива Дворца, поддержка ректората свершили невероятное. Артисты самодеятельные, а исполнение профессиональное. Особенно обрадовала реакция выпускников. Прекрасному исполнению песни о матери они аплодировали не менее горячо, чем потрясающему массовому исполнению рок-н-ролла, какого мне еще не доводилось видеть за всю жизнь.
Большого тебе дальнейшего пути, Дворец студентов ХПИ!
В. Клепиков, Заслуженный деятель науки и техники Украины, зав. кафедрой «Автоматизированные электромеханические системы» НТУ «ХПИ»