О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Генеральный конструктор танковых двигателей


[В. Епифанов, декан факультета ТМ, А. Марченко, проректор по научной работе]
#12-13 от 24.05.2012

Они прославили ХПИ

К 75-летию со дня рождения Н. К. Рязанцева

Николай Карпович Рязанцев родился 30 апреля 1937 года в рабочем поселке Шахта 5/6 имени Димитрова (Донецкая область). В 1954 году, сдав все шесть вступительных экзаменов на «отлично», поступил в Харьковский политехнический институт (ныне – Национальный технический университет «ХПИ») на энергомашиностроительный факультет, специальность «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС). В этот период кафедрой ДВС заведовал выдающийся ученый в области тепловых двигателей, основатель научной школы двигателестроения профессор Николай Матвеевич Глаголев, принимавший непосредственное участие в создании легендарного танкового дизеля В-2.

В 1959 году, после преддипломной практики на заводе «Русский дизель» (г. Ленинград), Николай Рязанцев защитил дипломный проект по теме «Создание четырехтактного тепловозного дизеля мощностью 3000 л. с. с дополнительным отбором газов с цилиндра на силовую турбину». По распределению был направлен механиком хлебоприемного пункта в г. Акмолинск (Казахстан). Работу по специальности не получил и возвратился в Харьков, где в октябре 1959 года принят на завод им. В. А. Малышева (ЗиМ) инженером в конструкторский отдел по созданию тепловозных двигателей (отдел 60Д). Там Н. К. Рязанцев занимался разработкой шатунов прицепной конструкции и поршней для нового четырехтактного тепловозного двигателя Д70. Главным конструктором завода по дизелестроению в то время был выпускник ХПИ 1939 года Борис Николаевич Струнге.

В 1965 году Н. К. Рязанцев переходит в конструкторский отдел танковых двигателей (отдел 63), который вскоре получил самостоятельный статус и стал именоваться «Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению» (ХКБД). В те годы на ЗиМ разворачивалось производство нового основного танка Т-64, созданного под руководством легендарного Главного конструктора бронетанковой техники Александра Александровича Морозова. Сердцем этой боевой машины стал новый дизель 5ТДФ, отличавшийся новаторскими конструкторскими решениями (двухтактный цикл с эффективной системой газообмена; горизонтальное расположение цилиндров; двухсторонний отбор мощности; система наддува, обеспечивающая хорошую приемистость и пусковые свойства и др.). Н. К. Рязанцев оказался в центре работ по доводке конструкции и совершенствованию этого двигателя. В 1968 году он назначается начальником сектора, в 1969-м – заместителем начальника отдела, а в 1970-м – начальником отдела поршневой группы. Именно в этот период совместно с ведущими организациями страны выполнен огромный объем работ по повышению надежности цилиндропоршневой группы, что в дальнейшем предопределило высокие технико-экономические показатели нового танкового дизеля.

В 1973 году Николай Карпович назначен Главным конструктором ХКБД. Параллельно с работами по доводке дизеля 5ТДФ, под его руководством в кратчайшие сроки отделом перспективного проектирования был создан четырехтактный дизель 12ЧН15/16 мощностью 1500 л. с., который предполагалось устанавливать на новые перспективные танки. Этим отделом в то время руководил выпускник ХПИ 1962 года Валентин Николаевич Зайончковский, впоследствии – Главный конструктор ЗиМ по тепловозным дизелям. Важнейшей задачей ХКБД было также создание на базе 5ТДФ нового форсированного танкового дизеля 6ТД-1 мощностью 1000 л. с. Был выполнен огромный комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации, изготовлению опытных образцов, проведению стендовых испытаний. Испытаны в реальных изделиях в различных климатических условиях новые образцы дизелей, что позволило в 1983 году принять на вооружение танк Т-64Б1М с двигателем 6ТД-1. Благодаря этому новому двигателю удалось увеличить среднюю скорость танка на 19–35 %, сократить время разгона до 50 км/ч почти в 2 раза, увеличить запас хода на 6–32 %.

Во второй половине 70-х – первой половине 80-х годов ХХ столетия высшее военное и государственное руководство СССР активно лоббировало основной танк Т-80 с газотурбинным двигателем и, тем самым, стремилось не допустить производство дизеля 6ТД-1 на ЗиМ. Это были сложные времена для ХКБД, Харьковского конструкторского бюро по машиностроению и ЗиМ. Совместными усилиями с Главными конструкторами танков А. А. Морозовым, а затем Н. А. Шоминым, руководителями ЗиМ Н. К. Рязанцеву удалось отстоять производство дизеля 6ТД-1 для танка Т-80УД. В этих трудных условиях, в кратчайшие сроки был разработан дизель 6ТД-2 (на снимке) мощностью 1200 л. с. (устанавливается на основном украинском танке Т-84). Конструкторские решения по танковым двигателям 6ТД-1 и 6ТД-2 намного опередили время и сегодня по тактико-техническим характеристикам не уступают лучшим зарубежным аналогам. Объем моторно-трансмиссионного отделения с данными двигателями – наименьший среди всех танков подобного класса, выпускаемых в мире. В эти годы Н. К. Рязанцев проявил себя не только как талантливый Главный конструктор и ученый, организатор производства, но и как человек, который никогда не отступает от своих убеждений. Человек, аргументация которого была услышана и воспринята высшим военным и государственным руководством СССР.

Правота позиции Н. К. Рязанцева была подтверждена в 1995 году на демонстрации военной техники в Объединенных Арабских Эмиратах в Абу-Даби. Во время показа танка Т-80УД на этой Международной выставке вооружений и танк, и двигатель показали прекрасный результат, благодаря чему был заключен контракт на поставку 320 танков в Пакистан. О высокой степени совершенства двигателя свидетельствует и то, что совместный танк Пакистана и Китая «Аль-Халид» оснащен украинскими дизелями, которые были созданы в ХКБД под руководством Н. К. Рязанцева. При этом были отвергнуты китайский, югославский и английский варианты силовых установок.

Этот же период характеризуется продолжением работ по совершенствованию дизеля 5ТДФ, расширению возможностей его применения. Упомянутый двигатель был форсирован до мощности 850 л. с., что позволило использовать его на боевой машине «Булат» (модернизация танка Т-64Б).

В 2001 году Н. К. Рязанцеву решением правительства Украины были даны полномочия Генерального конструктора по созданию двигателей для бронетанковой техники. В этом же году за новый танк Т-84 он был удостоен звания лауреата Государственной премии Украины в области науки и техники.

На базе танковых двигателей в ХХІ столетии ХКБД создало ряд моторов 3ТД мощностью от 280 до 600 л. с. для модернизации легкобронированных колесных и гусеничных машин. Освоено семейство малогабаритных дизелей серии ДТ (Главный конструктор – выпускник ХПИ 1979 года А. В. Грицюк). Эти дизели мощностью 17-90 л. с. имеют достаточно высокий уровень энергетических, экономических, экологических показателей и могут использоваться для автономных электроагрегатов, самоходных шасси, тракторов и автомобилей.

Выпускник ХПИ 1959 года, выдающийся Генеральный конструктор двигателей для бронетанковой техники, доктор технических наук, профессор Н. К. Рязанцев в своей практической деятельности по модернизации и созданию ДВС специального назначения активно сотрудничал с alma mater. Вместе с заведующим кафедрой ДВС профессором А. Ф. Шеховцовым он был инициатором создания филиала кафедры в ХКБД, задачей которого было повышение качества подготовки инженерных кадров и проведение научных исследований по актуальным проблемам ДВС специального назначения. В рамках работы филиала кафедры для студентов своей специальности он читал лекции, руководил дипломным проектированием. Его лекции и индивидуальные беседы со студентами были примером профессионализма и доброжелательности. Он умел на простых примерах доходчиво объяснить сложные инженерные вопросы. Большое внимание уделял подготовке кадров высокой квалификации. На протяжении многих лет был членом специализированных советов по защитам диссертаций, где его поддержка и практические советы соискателям обеспечивали высокий уровень диссертационных работ. В 2004 году за многолетнее плодотворное сотрудничество с нашим университетом Н. К. Рязанцеву было присвоено звание Почетного доктора НТУ «ХПИ». Активная работа филиала кафедры стала решающим фактором при создании нового отечественного учебника в шести томах по двигателям внутреннего сгорания. Н. К. Рязанцев принял самое активное авторское участие в написании учебника. Авторский коллектив этого учебника, в состав которого входят четыре сотрудника кафедры ДВС НТУ «ХПИ», в 2008 году был удостоен Государственной премии Украины в области науки и техники.

За высокие достижения Н. К. Рязанцев награжден орденами Ленина, «Знак Почета», «За заслуги III степени», стал лауреатом Государственной премии Украины в области науки и техники, Заслуженным деятелем науки и техники Украины.

Николай Карпович ушел из жизни 17 мая 2007 года.

 

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет