Твоя история, ХПИ
К 150-летию со дня рождения А. Н. Бекетова
3 марта харьковчане, украинская и мировая общественность отметили 150-летие со дня рождения выдающегося земляка, гениального зодчего, талантливого строителя, замечательного педагога и художника Алексея Николаевича Бекетова.
Проходя по улицам и площадям нашего города и любуясь архитектурными ансамблями конца ХІХ – первой половины ХХ вв., мы с восхищением и благодарностью вспоминаем о выдающемся архитекторе. Его «каменные летописи» сформировали неповторимый облик Харькова. Шедевры зодчего украшают другие города Украины, России. Академик архитектуры с 1894 г., Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1941 г.), действительный член академии архитектуры СССР, один из основателей Союза архитекторов Украины – имя Алексея Николаевича Бекетова занимает одно из почетных мест в истории отечественной архитектуры.
Родился А. Н. Бекетов 15 февраля (3 марта н. ст.) 1862 г. в Харькове в семье выдающегося русского ученого, основоположника харьковской школы физической химии, академика Николая Николаевича Бекетова. Семья Бекетовых принадлежала к кругу прогрессивной интеллигенции, активно участвовавшей в общественной жизни города. Дворянский род Бекетовых на протяжении многих веков дал и украинской, и российской науке, просвещению, культуре немало замечательных имен. Среди них известный русский поэт Александр Блок, писатели С. Т. Аксаков, И. С. Тургенев, а также семья промышленника, мецената многих проектов, в том числе на ниве просвещения и образования, культуры – Алексея Кирилловича и Христины Даниловны Алчевских. Дядя Алексея Николаевича – Андрей Николаевич Бекетов – выдающийся ученый-ботаник, ректор Санкт-Петербургского университета в 1876–1883 гг.
А. Н. Бекетов – воспитанник рисовальной школы М. Д. Раевской-Ивановой, первой в России женщины, которой Академия художеств присвоила звание художника. В 1882 г. Бекетов окончил Харьковское реальное училище, где преподавал рисунок и живопись известный украинский педагог, ученик Карла Брюллова, Дмитрий Бесперчий. Бекетов полюбил рисование на всю жизнь. Архитектурное образование Алексей Николаевич продолжает в Петербургской Академии художеств. Здесь он получает первые навыки архитектурной графики, работы над проектом. Много работает самостоятельно в библиотеке Академии, осваивая архитектурное наследие прошлого. Античность, итальянский Ренессанс, строгие формы классицизма становятся излюбленными стилями начинающего зодчего. С интересом изучает русскую народную архитектуру, памятники культуры ислама, индуизма. Впоследствии более сорока зданий, несущих черты этих стилей, станут украшением улиц и площадей Харькова.
|
На снимках: А. Н. Бекетов лично присутствует на строительстве. | |
В 1888 г. Бекетов оканчивает Академию художеств с большой золотой медалью за проект курзала при морских купальнях на Черном море. Увлеченность курортным строительством не покинет его и в дальнейшем. Молодого архитектора приглашают на работу в Москву, Петербург, обещают блестящее будущее. Но он возвращается в родной Харьков. «Я стоял возле сказочных дворцов и вспоминал узкие переулки родного города, тесные и грязные, застроенные глиняными домиками улицы, – вспоминал Алексей Николаевич, – и меня с безудержной силой потянуло в Харьков, захотелось отдать ему все свои способности». Молодой архитектор (а ему всего 26 лет) полон сил и творческих замыслов по преображению родного города.
С 1 сентября 1889 г. А. Н. Бекетов преподает в Харьковском практическом технологическом институте вначале рисование, затем строительное искусство и архитектуру. В эти годы в институте работали известные архитекторы, выпускники Санкт-Петербургского института гражданских инженеров В. Х. Немкин, М. И. Ловцов, В. В. Хрусталев. Подготовка выпускников-инженеров механического и химического отделений института позволяла им в дальнейшем самостоятельно проектировать машиностроительные и сахарные заводы, мосты и жилые дома, другие сооружения. На первых курсах студенты изучали рисование, на втором и третьем – строительное искусство и архитектуру (с разделением на группы при 4-часовых занятиях в неделю), архитектурное черчение (с 6-часовыми занятиями студентов-механиков и 4-часовыми – студентов-химиков).
Владимир Христианович Немкин (1857–1908 гг.), работая штатным преподавателем ХТИ, в 1886–1906 гг. состоял архитектором при Харьковской епархии. По его проектам в Харькове, районах области, а также в Сумской и Киевской областях построено множество культовых сооружений, среди которых сохранившиеся до наших дней Епархиальное управление, кельи с трапезной и гостиницей, дом настоятеля и ворота в Свято-Покровском монастыре, Озерянская церковь на Екатеринославской (ныне – Полтавский шлях), Свято-Борисоглебский храм, Вознесенская церковь в Тростянце, Спасо-Преображенская в Ахтырке и другие.
Михаил Иванович Ловцов (1849–1907 гг.) работал в Технологическом институте с 1886 г. по 1907 г., с 1890 г. был назначен архитектором института. Участвовал в дальнейшем строительстве института: по его проекту был построен корпус химических мастерских (сейчас – технический корпус) и новый или чертежный (ныне – ректорский) корпус. Родился М. И. Ловцов в Рязани, в семье священника. Ценности, хранимые в семье, явились основой для творчества архитектора. Одной из архитектурных жемчужин Харькова по праву считается Благовещенский кафедральный собор. Трехсвятительская (Гольберговская) церковь, церковь Александра Невского при больнице и другие сооружения были построены по проекту М. И. Ловцова.
Свыше 33 лет преподавал в институте Владимир Васильевич Хрусталев (1857–1919 гг.). По его проекту харьковский предприниматель Г. Грикке построил первый в городе цирк-театр.
Как и В. Х. Немкин, и М. И. Ловцов, Алексей Николаевич Бекетов принадлежал к когорте архитекторов, которые своими строениями внесли неповторимый колорит в архитектурный облик Харькова.
С возвращением в Харьков совпало важное событие в жизни молодого человека: 17 сентября 1889 г. Алексей Николаевич женится на Анне Алексеевне Алчевской, молодой художнице, дочери крупного промышленника и известного мецената А. К. Алчевского и просветительницы Х. Д. Алчевской.
Интенсивное развитие региона на рубеже веков позволило архитектору в полной мере реализовать свой талант. Творчество А. Н. Бекетова в Харькове связано с улицами Немецкой (ныне ул. Пушкинская), Садово-Куликовской (ныне ул. Дарвина), Максимилиановской (ныне ул. Ольминского), Сумской, а также Мироносицким переулком (ныне ул. Совнаркомовская), Николаевской площадью (ныне пл. Конституции), Скобелевской площадью (ныне пл. Руднева) и др.
Первое строение архитектора в родном городе (1889 г.) – здание Национального юридического университета (бывшее Коммерческое училище) и сегодня покоряет красотой своей архитектуры в стиле итальянского Возрождения. Школа № 1 (бывший особняк, 1896 г.) на ул. Дарвина, 13 привлекает внимание использованием элементов мавританского стиля. Дом ученых (бывший особняк, 1897 г.) был украшен кариатидами, характерными для искусства Древней Греции. Архитектура эпохи Возрождения вдохновляла Бекетова при создании Художественного музея, ДК милиции (бывшие особняки). В архитектурных строениях, выполненных в более поздний период – Театр кукол (бывший Волжско-Камский банк, 1905 г.) и институт имени Н. И. Мечникова (бывшее Медицинское общество, 1911 г.) – архитектор использовал неоклассический архитектурный стиль.
|
Здание земельного банка. | |
Самое большое административное сооружение в дореволюционном Харькове, построенное в 1899–1902 гг. архитектором, – здание судебных установлений на Скобелевской площади (ныне пл. Руднева).
В 1901 г. по проекту А. Н. Бекетова, выполненному на общественных началах, было построено одно из важнейших сооружений Харькова, служивших делу народного просвещения – Общественная библиотека (ныне Библиотека имени В. Г. Короленко). Здание было построено с учетом передовых европейских технологий. Современники отмечали функциональное взаимодействие его частей, к примеру, из книгохранилища книги подавались в читальный зал при помощи специальной подъемной машины.
А. Н. Бекетов принадлежал к той школе архитекторов, которые не только выполняли проект, но и руководили всем процессом строительства. Он изучал отечественный и европейский строительный опыт, применял новые технологии. Заботясь об экономном использовании средств, он постоянно искал пути применения местных строительных материалов и их соответствия функциональным и эстетическим требованиям. А. Н. Бекетов опубликовал ряд статей в журналах, участвовал во всех пяти съездах русских зодчих. В 1909 году Алексеем Николаевичем Бекетовым для студентов Технологического института опубликован фундаментальный труд «Архитектура. Курс, читанный в Харьковском Технологическом Институте императора Александра ІІІ», который представлял собой общий курс строительного искусства и архитектуры, а также включал раздел по истории архитектуры. Полученные в институте знания применяли на строительстве крупнейших железных дорог – Транссибирской магистрали, Кавказской, Мурманской – инженеры-технологи, выпускники ХТИ, такие как Н. И. Карташов, Ю. Ж. Коллард, который впоследствии возглавлял ведомство путей сообщения в правительстве Украинской Народной республики. Среди выпускников ХТИ – учеников А. Н. Бекетова, работавших в Томском технологическом институте: А. Э. Сабек – декан инженерно-строительного отделения в 1905–1909 гг., в 1906 г. – и. о. директора института, Н. И. Карташов – участник строительства Транссибирской магистрали, директор института в 1911–1916 гг., И. И. Бобарыков – декан инженерно-строительного факультета в 1909–1915 гг., ректор института в 1917–1919 гг. Выпускник ХТИ 1903 года профессор ХИИКСа А. М. Гинзбург – автор ряда изобретений, связанных с применением в строительстве железобетона, разработкой акустических систем. Из многих спроектированных им зданий 20 вошли в «Список памятников архитектуры Харькова».
Жизненно важным для страны было обеспечение народного хозяйства специалистами в области строительства. При непосредственном участии А. Н. Бекетова в 1920 г. в Харьковском Технологическом институте был организован инженерно-строительный факультет. Впоследствии этот факультет станет основой созданного в 1930 году Харьковского инженерно-строительного института.
В своей статье «Мои стимулы в работе», написанной в связи с 50-летием творческой деятельности, А. Н. Бекетов писал: «Непрерывная работа составляет основной закон искусства, как и закон жизни». И этому закону он следовал всю жизнь. Был требователен и к себе, и к ученикам своим. Талант, опыт в сочетании с преданностью своей профессии и желанием посвятить жизнь любимому делу позволили ему создать и реализовать большое число своих проектов, воспитать многочисленную плеяду талантливых архитекторов. Среди них выпускники ХТИ – выдающиеся архитекторы А. Н. Душкин (выпускник 1930 г.) – лауреат трех Государственных премий, создатель нового направления в архитектуре – подземной урбанистики, Я. Г. Лихтенберг (выпускник 1929 г.) – лауреат Государственной премии, участник создания станций московского метрополитена, ряда промышленных и жилых объектов, А. А. Таций (выпускник 1929 г.), работавший в Управлении по делам архитектуры при Совнаркоме УССР, и многие другие.
Студенты Технологического хорошо помнили стоявшую на углу Немецкой и Каплуновской улиц церковь Рождества Богородицы (Каплуновская), построенную архитектором в 1896–1912 гг. Интерьер храма был расписан преподавателем рисования ХТИ художником М. Р. Пестриковым. Церковь была разрушена в 30-е годы, на ее месте построен жилой дом (ул. Пушкинская, 54). Хотя строительство храмов не было ведущим направлением в творчестве А. Н. Бекетова, он сам был глубоко верующим человеком. Каждый раз, проходя мимо места, где стояла разрушенная церковь, архитектор осенял себя крестным знамением.
|
В 1930 году было завершено строительство электрокорпуса | |
В 20–30-е годы основными направлениями деятельности А. Н. Бекетова были жилищное, курортное строительство и здания учебных заведений. По его проекту при участии выдающегося ученого в области электротехники, основателя научной школы, профессора П. П. Копняева в 1930 году было завершено строительство электрокорпуса для электротехнического факультета нашего института. Здание спроектировано в новом стиле – конструктивизме, характерном для послереволюционного периода творчества А. Н. Бекетова. Это здание пережило войну, было восстановлено и сейчас украшает учебный городок университета.
До 1941 г. А. Н. Бекетов преподавал в Художественном училище, Инженерно-строительном институте, Институте инженеров коммунального строительства, где под его руководством было подготовлено несколько поколений высококвалифицированных инженеров-строителей и архитекторов.
А. Н. Бекетов был прекрасным художником-пейзажистом, на протяжении всей своей жизни он не расставался с кистью и красками. Картины, выполненные в технике акварели и живописи, отличаются тонкостью рисунка, искренностью чувства и настроения, легкостью.
А. Н. Бекетов смело применял прогрессивные для своего времени конструктивные решения, новые материалы, добивался высокого качества исполнения проекта, что обеспечивало зданиям долгую жизнь. Его творчество принадлежит не только нашему городу. Около ста творений зодчего украшают Харьков, Киев, Днепропетровск, Баку, Донецк, Симферополь, Алушту, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Гагры и другие города. Все они привлекают внимание единством архитектурного ритма, четкой проработкой деталей, тонким художественным вкусом внутреннего убранства.
Глубоко символичным для политехников является сохранившееся в газете «Соціалістична Харківщина» за 12 сентября 1940 г. интервью Алексея Николаевича Бекетова молодому журналисту Сергею Борзенко, выпускнику ХЭТИ 1938 г. (в будущем известному журналисту, спец. корреспонденту газеты «Правда», участнику Великой Отечественной войны, удостоенному в 1943 г. звания Герой Советского Союза).
Тяжело больной Алексей Николаевич Бекетов скончался 23 ноября 1941 г. в оккупированном Харькове.
Его именем названа одна из улиц, станция метро, установлен памятник. Но лучшим памятником выдающемуся зодчему служат сохранившиеся до наших дней его творения.