Николай Сергеевич Попов – выпускник нашего вуза. Он один из многих его воспитанников, кто своим талантом и самоотверженным трудом на самых ответственных постах прославлял родной ХПИ.
Н. С. Попов родился 14 декабря 1931 года в казачьей станице Усть-Лабинская Краснодарского края. Окончил семилетнюю школу, учился в специальной школе военно-воздушных сил в городе Краснодаре. В 1950 году поступил в Харьковский политехнический институт на кафедру тракторостроения, которую в тот период возглавлял академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук, профессор Михаил Иванович Медведев. В 1952 году по инициативе главного конструктора танков Александра Александровича Морозова на кафедре тракторостроения открыта подготовка по специальности «Колесные и гусеничные машины» («Танкостроение»).
Вся трудовая деятельность Николая Сергеевича, после окончания ХПИ с отличием в 1955 году, связана с Кировским заводом в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1955–1961 гг. он работает здесь инженером-конструктором, затем – начальником отдела вооружений, заместителем главного конструктора особого конструкторского бюро (КБ) танкостроения. В этот период под руководством главного конструктора КБ Жозефа Яковлевича Котина (в 1927–1930 годах – студент механического факультета Харьковского технологического института) создаются опытные тяжелые танки, опытные танки с ракетным вооружением, 406-мм самоходная установка и 420-мм миномет, последний серийный тяжелый танк Т-10, плавающий танк ПТ-76, бронетранспортер БТР-50П. Наряду с работами в области военных гусеничных машин в начале 60-х годов ХХ столетия идет разработка колесного трактора большой мощности К-700 «Кировец» (класс 50 кН).
В 1968 году Н. С. Попова назначают главным конструктором КБ Кировского завода. Под его руководством проводятся работы по созданию первого в мире основного танка с газотурбинным двигателем (ГТД), которые завершились в 1976 году принятием на вооружение танка Т-80 с ГТД мощностью 1000 л. с. разработки научно-производственного объединения им. Климова (г. Ленинград). В последующем машина проходила модернизацию и в 1978 году была принята на вооружение Т-80Б с новой пушкой и комплексом управляемого ракетного вооружения с радиоуправляемой ракетой; в 1985 году Т-80БВ с комплексом навесной динамической защиты и Т-80У с более мощным ГТД (1100 л. с.), повышенной защищенностью и усиленной огневой мощью; в конце 1980-х годов – Т-80УМ с ГТД мощностью 1250 л. с. и усовершенствованными системами вооружения и живучести; в конце 1990-х годов – Т-80УМ1 «Барс». Харьковское КБ по машиностроению им. А. А. Морозова в 70–80-е годы ХХ столетия разработало вариант Т-80 с дизельным двигателем 6ТД, который в 1987 году принят на вооружение как танк Т-80УД. В дальнейшем эта машина была усовершенствована, оснащена двигателем 6ТД-2 мощностью 1200 л. с. и получила обозначение Т-84. Одновременно с работами по Т-80 создаются другие военные гусеничные машины: 203-мм самоходное орудие большой мощности «Пион» (1975 г.) и его модификация «Малка-2С7М» (1983 г.), превосходящие по дальности стрельбы все аналогичные зарубежные орудия; унифицированное шасси для зенитно-ракетного комплекса С-300В (1981 г.); высокозащищенное специальное транспортное средство (1976 г.) и его модификация (1994 г.), позволяющие экипажу работать в автономном режиме в течение нескольких суток (за рубежом подобных аналогов не было).
В 1985 году Н. С. Попов назначается генеральным конструктором Кировского завода, с 1992 года – генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «Специальное КБ транспортного машиностроения» (г. Санкт-Петербург). Наряду с совершенствованием основного танка под его руководством разрабатываются и внедряются в производство: универсальный агрегат УСА «К-21» (1992 г.) для оснащения нагрузкой летательных аппаратов; быстроходная гусеничная машина БТМ-4М «Тундра» (1997 г.) для инженерных войск. КБ создает и народнохозяйственную технику: сельскохозяйственный энергонасыщенный трактор К-701 (1973 г.), его модификации промышленного назначения и для лесодобывающей промышленности К-701М, К-702М и К-703М (1988 г.), не уступающие по своим характеристикам подобным зарубежным образцам. В 1990-х годах под руководством Н. С. Попова создано на базе трактора К-701М и его трехосного варианта семейство дорожно-строительных машин (погрузчик, грейдер, экскаватор, бульдозер, виброкаток); а также комплекс машин для лесозаготовительной промышленности (трелевочный трактор, лесопогрузчик-штабелер, лесодорожная машина); универсальная дорожная машина; траншейная машина. Разработаны на базе К-703М подъемные установки различной грузоподъемности для ремонта нефте- и газоскважин: 60 тонн (1992 г.), 80 тонн (1996 г.), 100 тонн (1997 г.); на базе артиллерийского самоходного орудия – высокомобильный гусеничный кран СГК-80Р грузоподъемностью 80 тонн для ликвидации на железнодорожном транспорте последствий техногенных и стихийных аварий и катастроф (1995 г.).
На рубеже ХХ и ХХІ столетий Н. С. Попов с коллективом КБ создал прообраз перспективного танка – высокоавтоматизированную машину для двух членов экипажа и с эффективной комплексной защитой. За заслуги перед государством удостоен звания Героя Социалистического Труда (1975 г.); лауреат Ленинской премии (1978 г.), Государственных премий СССР (1984 г.) и России (1993 г.); награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалями.
Николай Сергеевич ушел из жизни 4 февраля 2008 года.